Свой бизнес в Чехии

Свой бизнес в Чехии

Каждый человек, в какой бы стране мира он не находился, ищет способы заработка. Как известно, одной из лучших работ является работа «на себя», т.е. предпринимательство. Многие люди, переехавшие в Чехию со стран СНГ, ищут ниши для открытия собственного дела.

Первое, что должен понять любой человек из СНГ – бизнес в Чехии, как и в любой другой европейской стране, очень сильно отличается от украинского и российского.

С чего начать открытие своего бизнеса?

Безусловно, первое, с чем столкнется начинающий бизнесмен – необходимость регистрации в государственных органах. В Чехии оформить свой бизнес значительно проще, чем в России. Для этого потребуется немного времени и небольшой уставной капитал. С 2014 года чешское правительство приняло решение о том, что уставной капитал для открытия ООО может начинаться с одной кроны. После того, как уставной капитал сформирован, необходимо обратиться к нотариусу для оформления требуемых документов. После этого необходимо подать заявку и документы в Торговый Суд. Сотрудники Торгового Суда проверяют правильность заполненного заявления и достоверность представленных документов, после чего регистрируют нового предпринимателя.

Кроме того, перед подачей заявления в Торговый Суд следует определиться с формой бизнеса. Наиболее распространенными формами бизнеса в Чехии являются s.r.o. (ООО) и živnostník (индивидуальный предприниматель). Как правило, общество с ограниченной ответственностью оформляют в случае, если на фирме будет работать несколько сотрудников, не имеющий кровных связей с владельцем бизнеса. ИП оформляют в случае, когда владельцем и сотрудником фирмы будет одно лицо.

Свой бизнес в Чехии 3

Какие виды бизнеса самые распространенные в Чехии?

Как и в любой стране мира, в Чехии можно выделить самые прибыльные сферы бизнеса. К ним относится:

  • отельный бизнес;
  • сувенирный;
  • туристический;
  • ресторанный;
  • аптечный;
  • строительный;
  • ветеринарный;

Не менее прибыльными являются:

  • агентства недвижимости;
  • салоны красоты, парикмахерские, спа-салоны и фитнес-центры;
  • интернет-магазины;
  • услуги такси и аренды автомобилей;
  • торговля продукцией первой необходимости;
  • так называемые «открывашки».

Стоит отметить, что практически все вышеперечисленные сферы бизнеса являются семейными. Как правило, члены одной семьи и управляют, и работают на фирме. Попасть «со стороны» на такую фирму достаточно сложно. В тоже время доход у таких фирм не значительный, если сравнить его с доходом аналогичных фирм в крупных городах России. Как правило, в России вышеперечисленные сферы бизнеса «зарождаются» в Москве, а затем разрастаются по крупным городам страны в виде филиалов. В Чехии же, бизнес привязан, как правило, к одному городу. Очень редко владельцы бизнеса в Праге решаться на то, чтобы развивать и расширять его в другом городе.

пёс

Какой бизнес не стоит открывать в Чехии?

В Чехии, как и в любой стране, есть сферы бизнеса, которые уже заполнили своими предложениями весь рынок. Итак, самые провальные бизнесы в Чехии.

Ресторанный бизнес. Многие люди, приезжающие в Чехию с целью открытия бизнеса, наивно полагают, что данный бизнес принесет им огромные деньги. На самом деле это не так. И данное утверждение было доказано не однократно многими людьми. Ежедневно в этой стране открывается новый ресторан, кафе, пивной бар, не смотря на то, что подобных заведений в этой стране превеликое множество. Данная ситуация связана с тем, что снять заведение для ресторана или кафе в Чехии очень просто и недорого. Достаточно лишь заплатить невысокую арендную плату и «отступные» хозяину или бывшему арендатору. Но в аренду сдаются именно убыточные заведения, как правило, имеющие невыгодное место расположения. Кроме того, многие приезжие решают, что данный бизнес принесет им прибыль, т.к. у них есть гениальная идея – открыть в Чехии ресторан русской или украинской кухни. Идея эта провальная, т.к. чехи предпочитают национальную и европейскую кухню, нередко предпочтение отдают китайским фаст-фудам.

Отельный бизнес. Еще одна неудачная ниша для открытия бизнеса в Чехии. И это несмотря на то, что в этой стране огромное количество интересных исторических мест, большой наплыв туристов. В Чехии очень много дорогих отелей, пансионатов, которые справляются с наплывом туристов. Если проблема с высокой конкуренцией не пугает, то стоит заметить, что содержать отельный и ресторанный бизнес достаточно сложно. Необходима постоянная реклама, чтобы привлекать туристов, которые смогут компенсировать затраты на содержание отеля и оплату коммунальных платежей, которые в этой стране очень высокие.

«Открывашки» и агентства недвижимости. Своеобразный бизнес, в котором долгое время были заняты русские, украинцы и другие жители СНГ. Суть данного бизнеса заключалась в открытии фирмы для помощи русскоязычным иммигрантам. Помощь заключалась в сборе различных документов, оформлении приглашений и помощи в открытии фирм. Сегодня этот бизнес не так востребован, как 15-20 лет назад, когда в Чехии был большой наплыв русскоговорящих иммигрантов. Сегодня многие из таких фирм переквалифицировали себя в агентства недвижимости. В этой сфере также огромное количество минусов. Во-первых, работа тяжелая и неблагодарная. Во-вторых, высокая конкуренция. В-третьих, в Чехии существует ряд крупных агентств, которые известны по всей стране. Как правило, чехи обращаются к уже проверенным крупным агентствам, которые «вращаются» в этой сфере не первый год и сумели зарекомендовать себя.

Строительные магазины. Как и все европейцы, чехи бережно относятся к своим деньгам. Как правило, чехи со средним уровнем дохода делают ремонт в своей квартире самостоятельно, а товары для ремонта предпочитают покупать как можно дешевле, у местного Хорнбаха. Стоит отметить, что в этой сфере очень сложно конкурировать с крупными брендами, захватившими значительную часть строительного рынка. К таким брендам можно отнести Хорнбах, Оби и Баумакс.

Сдача в аренду недвижимости. Данный вид бизнеса очень популярен в Москве, Киеве. Очень часто на деньги, полученные от сдачи в аренду квартиры или офиса, москвичи и киевляне могут прожить месяц, не посещая работы. В Чехии так не получится. Это можно легко аргументировать. Как правило, двухкомнатную квартиру с хорошей мебелью и новой бытовой техникой недалеко от центра Праги можно сдать максимум за 12 000 крон. Казалось бы, деньги не маленькие. Но! Необходимо учесть, что в стоимость арендной платы, как правило, уже включена оплата за коммунальные услуги. А коммунальные услуги в Чехии стоят очень дорого. Так, за 1киловатт/час электроэнергии чехи платят 0,32 евро. Цены на газ и воду также высокие. Если вычесть плату за коммунальные услуги, то реальная арендная плата двухкомнатной квартиры составляет максимум 8 000 крон. Не стоит забывать и о том, что с этих денег необходимо заплатить налоги, которые составляют 15%. Следует также что-то отложить на амортизацию квартиры. Поэтому реального заработка остается совсем чуть-чуть. Кроме того, спрос на арендное жилье в Чехии постоянно снижается. Это связано с тем, что люди предпочитают брать ипотеку, ставка по которой достаточно низкая (2-4%). Стоит заметить, что по законам Чехии даже люди без ПМЖ на территории данного государства также могут брать ипотеку. При этом ипотечная ставка может достигать максимум 6%, а для того, чтобы получить кредит на жилье достаточно представить документы о доходах в Чехии.

Оккультные услуги, вывод из запоев. Такая сфера бизнеса самая провальная. И это не связанно с высокой конкуренцией, политикой государства. Все дело в менталитете чехов. Здесь редко встретишь пьяного человека, да и сглаз снимать никому не нужно. Кроме того, чехи ценят свои деньги, и тратить их на гадание на кофейной гуще точно не станут. Стоит заметить: как только иммигранты из СНГ приезжают в Чехию и начинают зарабатывать деньги, у них сразу же меняется к ним отношение. Поэтому даже иммигранты не готовы тратить свои деньги на гадание, вывод из запоев и другие оккультные услуги.

Свой бизнес в Чехии 4

Особенности бизнеса в Чехии

Так как Чехия – европейская страна, ей характерен ряд особенностей ведения бизнеса, на которые в России не обращают должного внимания.
Первое, на что обращают внимание европейцы при покупке какой-либо продукции – это брэнд. В Чехии покупатели тщательно изучают информацию о фирме, интересуются отзывами у людей, которые используют продукцию данного брэнда. Не менее важным фактором является длительность работы данной фирмы в конкретной области. Как правило, если продукция удовлетворила потребности и ожидания покупателя, то человек будет заказывать товары в данной фирме на постоянной основе. На появление новых брэндов чехи реагируют с опаской и недоверием. Поэтому составить конкуренцию уже имеющимся известным в Чехии брэндам и фирмам достаточно сложно.

Перед тем, как начать свой бизнес в Чехии, следует запомнить: чехи – европейцы. И как всем европейцам им свойственна практичность и экономичность. Даже обеспеченные чехи не станут тратить свои деньги на итальянские алмазные панели или золотые унитазы. Поэтому, для того, чтобы открыть прибыльный бизнес в этой стране следует подстроиться под менталитет ее граждан.

Высокая конкуренция – еще одна характеристика бизнеса в Чехии. Если в России и Украине есть ниши, в которых можно организовать прибыльный бизнес и без проблем владеть им долгое время, то в Европе это проблематично. Это связано с тем, что все прибыльные направления бизнеса в Европе уже заняты и здесь достаточно жесткая конкуренция. Разориться можно в любой момент. Поэтому европейские бизнесмены всегда следят за новинками, ищут новые пути реализации своих планов и всегда идут в ногу со временем.

Не менее важной особенностью европейцев является тщательное взвешивание всей информации о выбранной продукции. Благодаря интернету европейцы могут без труда выявить недобросовестного производителя, найти требуемый товар дешевле. Практически все чехи, после покупки какого-либо товара или услуги, считают делом чести написать свои отзывы.

Те, кто решил открыть бизнес в Чехии, должны также уделить особое внимание сервису и обслуживанию клиента. Здесь все должно быть на высоте. Европейцы ценят, когда их встречают с улыбкой на лице. А дружелюбное отношение считается обязанностью каждого парикмахера, продавца, массажиста. Очень часто европейцы изводят продавцов своими вопросами о товаре, многочисленными примерками. Им нужна полная информация о товаре, который они будут покупать. Нередко это является простой проверкой продавца на выносливость и дружелюбное отношение. Обычно, начинающие предприниматели из стран СНГ, не учитывают этот момент, и, как правило, уступают европейским бизнесменам по качеству обслуживания и сервису.

Свой бизнес в Чехии 5

Основные ошибки, возникающие при начале бизнеса в Чехии?

Как правило, многие начинающие предприниматели, приезжая в Чехию, надеяться купить готовый бизнес, который будет приносить стабильный доход. Если в России такой вариант редко, но может быть, то в Европе это исключено. Ни один европеец, имеющий прибыльный бизнес, не станет его продавать. Если европеец предлагает продать прибыльный бизнес, значит с этим бизнесом проблемы. Никто не сможет сделать за вас высокодоходный бизнес.

Еще одна ошибка – незнание и непонимание менталитета европейцев. Эта нация очень ценит свои деньги и свое время. Если им предлагают некачественную продукцию, то второго шанса они не дадут. Выражение «покупатель всегда прав» как нельзя лучше описывает требования европейцев к сервису и качеству обслуживания. Если вы не уверены в том, что готовы встречать покупателя с улыбкой, то вам не стоит тратить свое время и свои деньги на открытие бизнеса в Европе.

Для того чтобы стать успешным предпринимателем в Чехии необходимо как следует изучить не только прибыльные сферы бизнеса, но и саму страну, ее обычаи и людей.

Обновлено: 17.07.2014
  • Дмитрий
    дата: 14.10.2016

    А как распознать фирму «открывашку» от нормального агентства, которое правда поможет с поиском жил площади и документами?

  • Дмитрий
    дата: 14.10.2016

    Сам многих тонкостей не знаю, законодательной базы и языка…Посоветовали агентство где мне вроде помогут найти подходящую квартиру и снять на долгосрочный период.. Но Ваша статья натолкнула на раздумья

    • Павел
      дата: 05.01.2017

      Дмитрий, ну как успехи? нашли то-нибудь стоящее?

  • Вячеслав
    дата: 12.01.2017

    Добрый день! Хочу открыть в Чехии собственную семейную фирму, связанную и предоставлением различных IT услуг: — все что связано с персональными компьютерами. Насколько это востребовано и как получить для этого чешскую рабочую визу. Сейчас у меня польская туристическая мультивиза до 2018 года?

    • Праговед
      дата: 12.01.2017

      Что требуются для открытия фирма это отдельный длинный разговор, в котором я навряд ли буду хорошим оппонентом.
      Сфера востребована, сейчас в каждом дома по 2-3 компьютера.

      • Вячеслав
        дата: 12.01.2017

        Большое спасибо!

        • Александр
          дата: 08.05.2017

          Вячеслав, здравствуйте! Думаю, смогу Вам помочь: занимаюсь анализом рынков и составлением бизнес-планов для начинающих предпринимателей и желающих перенести свой бизнес в Прагу из стран СНГ. Напишите мне на alexanderbloh@gmail.com, обсудим.

  • Ирина
    дата: 05.07.2017

    Здравствуйте! Поясните, пож-та, эту фразу «…как только иммигранты из СНГ приезжают в Чехию и начинают зарабатывать деньги, у них сразу же меняется к ним отношение.» В каком смысле меняют отношение?

    • Праговед
      дата: 05.07.2017

      К хорошему быстро привыкают и адаптируются.

  • Добавить комментарий
    (обязательно)