Мала-Страна — Malá Strana

Мала-Страна - Malá Strana

Район Праги: Мала-Страна

От мещанского Старого Города район Праги под названием «Малая Страна» отличается атмосферой милых старинных улочек, уникальными дворцово-парковыми комплексами, а также барочными фасадами, похожими на сказочную декорацию.

Мала Страна (иначе - Меньший Город или Меньший Квартал) относится к числу особенных районов Праги.

Мала-Страна

Из расположенной на западном берегу Влтавы, на склонах ниже Пражского Града, Малой Страны в другую часть Праги, которая находилась на противоположном берегу, можно было попасть по Карлову мосту.

Начало развитию Малой Страны было положено в 1257 году королем Богемии Отокаром II. Первоначально этот район назывался Новым городом под Пражским Градом, потому что был создан путем объединения ряда поселений в единую административную единицу. Кроме королевских привилегий, в городе появились и новые жители: место чехов заняли немцы – члены ордена францисканцев и торговцы, а с XVI века - и итальянцы.

Штернбергский дворец

В 1348 году король Карл IV начал строить Новый Город, что повлекло за собой переименование этой части Праги в Малую (название «Меньший Квартал» появилось в обиходе в XVII веке). Памятью о монархе служит оборонная линия - Стена голода, или Хлебная стена. По народной версии, будущий император пожалел голодающих бедняков и их семьи, позволив им участвовать в возведении укрепления. XV-XVI века не пощадили Малую Прагу: она страдала то от войн, то от пожаров, в результате которых район перестраивали.

Пражская Стена Голода

В Малой Стране стали друг за другом вырастать ренессансные дворцы знати, а к концу XVII века здесь преобладала архитектура в стиле барокко. Середина ХХ века знаменовала собой тяжелый 40-летний период: пражане заселили дворцы, которые никто не поддерживал в надлежащем виде. Только 1990-е принесли долгожданную реставрацию.

В сердце Меньшего города находится Малостранская площадь, украшением которой служит барочная церковь св. Николая, впечатляющая работа Кристофа Динценхофера.

Церковь Святого Николая 4

Романтикам непременно понравятся уютный остров Кампа, структура Вояновых и Вртбовского садов, сеть улочек, окруживших Мальтийскую площадь. Уникальная панорама Праги открывается с вершины Петршина, куда можно подняться на фуникулере, заодно посетив зеркальный лабиринт или обсерваторию им. Штефаника.

Обзорная башня на Петршин

Особые чувства вызывают дворцы и церкви Малой Страны.

Общественные места

Малостранская площадь

Дворцы

Буквойский дворец 3

Церкви

Костел Девы Марии под цепью 1

Знаменитые улицы

Улица Нерудова 1

Музеи

Музей Кампа 2

Каждый уголок в Малой Стране оброс легендами, дыша атмосферой средневековой Праги.

Подробное историческое описание Малой Страны

Малую Страну принято считать одной из самых прелестных частей Праги. Вряд ли кто-нибудь из посетителей города сумеет забыть впечатляющий вид, открывающийся взору с мостика (лавки) Новотного на другой берег реки — величественный купол храма св. Николая (Микулаша), стройную башню костела св. Фомы (Томаша), а также мощные готические башни мальтийского храма или дворцы и сады, разбросанные по склонам холмов под Страговским монастырем и поднимающиеся к самым стенам Града, на холм Петршин с крепостными стенами времен Карла IV, с обозревательной вышкой и канатной дорогой, относящимися к новому времени.

Малая Страна представляет собой урбанистическое целое, в котором не только опытный глаз специалиста, но и внимательный взгляд туриста может заметить столь типичный и в то же время редкий симбиоз разных стилей. В этой части Праги соединяются воедино монументальность и интимность, архитектурная мощь дворцовых и храмовых ансамблей с успокаивающей атмосферой садов, извилистых малостранских улочек и тихих уголков. Малая Страна изобилует и чисто природными элементами: рукав Влтавы, называемый Чертовкой, огибает утопающий в зелени остров Кампу, огромное пространство склонов Петршина оживляет растительность равно, как и ухоженные дворцовые сады. Эта часть города несет в себе следы духовного развития, начиная с романских основ, через барокко вплоть до классицизма, так же, как и напряженный динамизм мещанского и аристократического течений, помпезность и простоту, великолепие и функциональность. Она представляет собой отзвук того, что на правом берегу Влтавы под воздействием перестроек и обновлений безвозвратно исчезло, хотя следует заметить, что посторонние влияния не обошли стороной и Малую Страну.

Возникновение и последующая судьба Малой Страны непосредственно связаны с Пражским Градом. Археологические исследования последних лет показывают, что истоки сегодняшней Праги необходимо искать на левом берегу Влтавы под Пражским градом. И именно древнее поселение, которое находилось приблизительно в пространстве, ограниченном уже в наши дни Малостранской площадью и Градом, являлось, вероятнее всего, первым пражским поселением с рыночной площадью. Ее преимуществом была близкая расположенность от реки, но, в то же время, оно находилось вне досягаемости наводнений. Но самым важным было то, что поселение лежало на главной трассе дальнего пути, проходящего по мелководью влтавского брода, далее приблизительно по теперешней Нерудовой улице, и через Увоз шла на запад.

На территории будущей Малой Страны существовали и другие поселения и деревни, которые впоследствие либо исчезли, либо вошли в структуру города. На исходе романского периода Мала Страна не представляла собой единое целое, так как возникала в естественном развитии коммуникаций и пластического рельефа местности. Стремительное развитие в заселении произошло в XII в.

Весьма важным для дальнейшего развития Праги было время правления короля Владислава I. В тот период значительно возросла роль правобережного рынка. Деревянный мост через Влтаву в результате наводнения был разрушен, и король счел необходимым заказать в 1158—1172 гг. неизвестному итальянскому зодчему, по всей вероятности из Милана, постройку нового, на сей раз каменного, моста в честь своей супруги Юдифи (Юдиты). Перекрытие реки каменным мостом, построенным из желтого песчаника, позволяющего проезд тяжелых повозок и телег, благоприятствовало установлению более тесных связей между пражскими поселениями на обоих берегах Влтавы и между пражскими Градами. Кроме моста, перекрывающего Дунай в городе Резно, Юдифин мост был единственным каменным мостом в Центральной Европе, и летописец не без оснований назвал его «делом императора». Мост служил своей цели до 1342 г., когда его снесло наводнение, а в годы правления Карла IV его заменил новый мост.

Слева от малостранского конца моста, который охраняли, вероятно, две романские башни по сторонам ворот, чешский король Владислав передал в пользование рыцарскому ордену св. Иоанна Иерусалимского большие земельные угодья для строительства монастыря и костела Девы Марии. В 1270 г. костел был расширен и в нем появилась готическая алтарная часть. Монастырь имел собственную юрисдикцию, являлся особым самостоятельным целым и был укреплен. Во второй половине XIV в. при правлении Карла IV костел подвергся обширной перестройке так же, как и другие строения на территории ордена. Вестибюль храма, построенный Петром Парлержем, а также две монументальные готические башни напоминают о значительности положения ордена в Чехии и его пражской резиденции.

На северной стороне малостранского предмостья появился еще один большой ареал — епископский двор. Величавые строения и обширный сад создавались по велению последнего пражского епископа Яна IV из Дражиц, жившего долгие годы при папском дворе в Авиньоне. По возвращении епископ велел перестроить в готическом стиле не : слишком впечатляющий романский дворец. В начале гуситской революции в боях на Малой Стране дворец и сад были сожжены и уничтожены. От всего ансамбля до наших дней дошла лишь монументальная призматическая башня в раннеготическом стиле, скрытая в позднейшей застройке, с гербом панов из Дражиц над входом.

Вернемся, однако, ко второй половине XIII в. Несмотря на то, что романское поселение имело уже определенный городской характер и было даже частично укреплено, оно все же было слишком разбросано и не поддавалось последовательному королевскому контролю. Король, в свою очередь, был несомненно заинтересован в том, чтобы подградье, через которое шли важные пути, соединяющие Град с мостом, хорошо охранялось. К концу своего правления в 1253 г. Вацлав I укрепил малостранское предмостье Юдифина моста с помощью стен и бастионов, прилегающих к епископскому двору и монастырю иоаннитов. Спустя четыре года, в 1257 г. его сын Пршемысл Оттокар II основал город, который и по причинам стратегическим должен был сгладить неравномерное заселение между Градом и каменным мостом. Город был укреплен с трех сторон крепостными стенами и рвом, стена не строилась лишь со стороны Града. Эта городская часть получила название Новый Город под Пражским Градом; в нем поселились, прежде всего, немецкие колонисты. После того, как Карл IV основал в 1348 г. на правом берегу Влтавы новый город пражский, Новый Город под Пражским Градом стали называть Меньшим Городом пражским, а позднее Малой Страной. Уже в 1283 г. еписком Тобиаш осветил в центре Малостранской площади приходской костел для населения нового городского района — костел св. Николая (Микулаша), предшественник ныне существующего костела в стиле барокко. Одновременно складывался и обширный ареал августинского монастыря св. Фомы (Томаша).

Карл IV существенно расширил территорию Малой Страны, присоединив к ней обширные земли вдоль влтавских берегов на юг от монастыря иоаннитов и восточнее склонов петршинского холма. Все пространство было окружено так называемой «Голодной стеной» (1360—1362 гг.), протянувшейся от юго-западных концов уже существующего фортификационного укрепления Градчан к западной окраине Страговского монастыря, далее к костелу св. Лаврентия (Вавржинца) на Петршин, а в восточном направлении — к Влтаве. Стена из песчаника почти двухметровой толщины достигает в высоту шести метров. Таким образом, новое укрепление присоединило к Малой Стране территорию иоаннитского монастыря, большую часть деревушки Уезд, село Небовиды и Страгов.

В самом начале гуситских войн Мала. Страна в ноябре 1419 г. сильно пострадала в результате боев между пражанами, овладевшими малостранскими Мостовыми башнями и расположенным рядом с ними дворцом саксонских герцогов, и многочисленным гарнизоном наемников дворянства, поддерживавшего притязания венгерского и римского короля Сигизмунда на чешской трон. Во время боев была сожжена часть архиепископского дворца со стороны моста на Малой Стране, уничтожена была и ратуша в центре площади, огонь поглотил также дома под Градом и малостранские костелы. Весной 1420 г. пражане готовились к защите от осаждавших войск крестоносцев. В то время была сожжена и почти полностью уничтожена вся застройка между малостранским предмостьем,находящаяся в руках гуситов, и Градом, чтобы королевские войска не могли ею воспользоваться для продвижения к позициям гуситов. В саду архиепископа даже были вырублены деревья, чтобы никто не мог незаметно приблизиться к патрулям гуситов в предмостье.

Лишь в половине XV в. при короле Иржи из Подебрад Мала Страна постепенно начала приходить в себя от пережитых бедствий. В 1464 г. был положен закладной камень в новую постройку северной малостранской мостовой башни. Обе башни — более низкая старая романская и новая, в стиле поздней готики — до сих пор охраняют въезд с моста на Мостецкую улицу.

В начале эпохи Ренессанса Мала Страна расцвела небывалой красотой. Однако 2 июля 1541 г. в доме «На баште», расположенном на Малостранской площади, вспыхнул пожар, который на сильном ветру стал быстро распостраняться и потисовым крышам ближайших домов перекинулся на монастырь св. Фомы (Томаша). Пламя бушевало по обеим сторонам улицы, называемой в наше время Нерудовой. Огонь уничтожил дома застройки под Градом и перенесся на Градчаны и Пражский Град. В течение трех часов он истребил две трети площади Малой Страны, из 211 домов сгорели дотла 133.

В результате пожара вместо сложных перестроек пришлось приступить на многих местах к новому строительству. Постройка велась, с одной стороны, на местах, где до этого размещались мещанские дома, с другой стороны, на больших участках земли, скупаемых дворянами разорившихся из-за пожара мещан. Так на месте нескольких прежних мещанских домов возникали обширные комплексы ренессансных дворцов с просторными дворами и большими садами.

До того времени элементы стиля ренессанса проникали в пражскую архитектуру весьма медленно. Теперь же новый стиль проявил себя вполной мере при постройке больших ансамблей аристократии, которые выросли на пожарищах. Вместе с преследованиями мещанского сословия после подавления восстания Фердинандом I в 1547 г. это расселение аристократии в этой городской части вело к ослаблению влияния малостранского мещанства на управление Города. Дворяне, кроме прочего, пользовались своим правом зарегистрировать свое имущество в так называемых «Земских досках» (земских книгах) в старинном архиве при земском суде, основанном во второй половине XIII в., где хранились судебные постановления, государственные акты и документы частных сделок дворянства. Имущество, внесенное в книги, не подчинялось юрисдикции городов, в результате этого еще более ослаблялась роль мещанского самоуправления.

Строительное оживление вызвало и демографические изменения. В Прагу съезжались строители разных профессий со всей Чехии. Но возрастало и число строителей, каменщиков, штукатуров и других ремесленников, приехавших в Прагу с Апенинского полуострова и стран, языком которых был немецкий. Таким образом, на Малой Стране возникла многочисленная итальянская колония, которая постепенно создала свою общину с госпиталем, часовней и кладбищем.

Торговля и ремесла значительно оживились, аристократия проявляла интерес к строительству городских дворцов, о чем наглядно свидетель.Дальнейший подъем строительной деятельности и многочисленные переселения жителей имели место в последней четверти XVI в., когда Прага стала резиденцией императора Рудольфа П. В то время велась интенсивная застройка на территории между мостом и улицами «У Лужицкого Семинара» и Мишеньской. После пожаров 1503 и 1541 гг. был основательно реконструирован костел св. Фомы (Томаша), уже в стиле ренессанса. Много домов в том же стиле появилось на Томашской улице, как и на теперешних улицах Вальдштейнской и Летенской. Перестройки в ренессансном стиле, по сути, коснулись подавляющего большинства домов на Малой Стране.

Строительство культовых зданий в конце XVI в. и в начале XVII в. переживало некоторый застой не только на Малой Стране, но и по всей Чехии, включая Прагу. Дело в том,что строительство новых церковных зданий было связано с переменами в вероисповедании городского населения. Однако немецкие лютеране, поселившиеся на Малой Стране, построили в 1611 г., свой костел на Кармелитской улице, равно как и их единоверцы у св. Сальватора в Старом Городе. После 1624 г., то есть в период начинающейся рекатолизации в стране, малостранский костел стал достоянием кармелитов. Первоначально интерьер костела был традиционен, алтарь располагался в восточной части, но затем в тридцатых годах XVII в. костел был перестроен в стиле раннего барокко: алтарь был перемещен, была построена новая башня и фасад. Костел Девы Марии Победоносной известен во всем мире, благодаря восковой фигурке Пражского Иисуса-младенца, работы испанского мастера XVI в., которую в 1628 г. подарила кармелитам Поликсена из Лобковиц.

Подобно малостранским немецким лютеранам и итальянская колония на Малой Стране построила вблизи госпиталя, на нынешней Вальдштейнской улице, свой, разумеется, католический костел св. Карла Боромейского. Его аналогом в Старом Городе стала часовня Вознесения Девы Марии на теперешней Карловой улице, примыкающая к ареалу коллегии иезуитов Клементинума.

Первая половина XVII в. принесла пражским Городам, прежде всего, Градчанам и Малой Стране, множество бедствий и страданий. В феврале 1611 г. Города разграбили захватившие их наемные войска архиепископа Леопольда из Пассау. В страну его призвал Рудольф II, чтобы попытаться повернуть в благоприятную для императора сторону ход событий в споре с мятежными чешскими сословиями и собственным братом Матвеем (Матиашем), который стремился завладеть чешским троном.

Дальнейшее разграбление Малой Страны, прежде всего, городских резиденций дворян, было делом рук войск лиги и императора, вступивших после битвы на Белой Горе в Прагу, брошенную на произвол судьбы бежавшим Фридрихом Фальцким. Последовавшая затем конфискация имущества и эмиграция некатоликов из страны значительно уменьшили население Малой Страны. Когда впоследствие Прагу временно захватили войска под командованием Иогана Георга Арнима, для Малой Страны, как и для других пражских Городов, это означало только новые страдания, на этот раз от наемников лютеранского, саксонского курфюрста Иогана Георга.

В 1648 г. Малую Страну захватили шведы. Старый и Новый Города сумели, благодаря храбрости защитников, отразить нападение захватчиков, но Град, Градчаны и Малая Страна были полностью разграблены. Поэтому вскоре после окончания Тридцатилетней войны началась постройка новых укреплений в соответсвии с новейшими достижениями военной техники. Строительство продолжалось вплоть до XVIII в. Барочные фортификации появились на месте первоначальных средневековых укреплений и более надежно защищали город от неприятеля.

Лишь немногим удалось справиться Щ с неблагоприятными обстоятельствами на протяжении Тридцатилетней войны. Одним из них стал императорский генералиссимус Альбрехт Вацлав Эусебиус из Вальдштейна (Валленштейна). Альбрехту Вальдштейну принес исключительную выгоду не только брак и переход в католическую веру, но и то, что он своевременно перебежал в лагерь Габсбургов. Он блестяще использовал свое положение: безжалостно участвовал в конфискациях имущества после белогорской битвы, в сомнительных, но доходных спекуляциях банковского консорциума, во главе которого он стоял. В то время он выступал как независимый вельможа и незаменимый главнокомандующий императорских войск, так как обладал, вне всякого сомнения, военным талантом. Но в первую очередь он сосредоточил в своих руках исключительную власть в экономической сфере, позволившую ему экипировать, вооружить и содержать на собственные средства целую армию. Этот герцог Фридландский сумел сосредоточить в своих руках невероятно большое состояние. Своим богатством, властью и влиянием он превзошел всех вельможей в стране, даже императора, который нередко выступал лишь коронованным слугой военных предприятий Вальдштейна.

В 1624—1630 гг. он построил на Малой Стране большой дворцовый ансамбль, который занимал территорию равную целому городскому району или даже небольшому городку. Для его постройки он скупил двадцать три дома, три сада и мастерскую по производству кирпичей. По проекту Джиованни Пьерони строили дворец Андреа Спецца и Никколо Себрегонди, которые принимали участие и в других постройках вне Праги, принадлежавших Вальдштейну. В большом дворцовом ареале были размещены тщательно подобранная мебель, ковры и гобелены, картины, скульптура и столовые сервизы.

Когда в 1634 г. Лльбрсхт Вальдштейн был убит в Хебе, перечень конфискованного дворцового имущества замял много страниц и представляет собой ценный источник информации о том, как выглядела пышная резиденция вельможи в эпоху ренессанса, превосходящая своей роскошью и некоторые резиденции современных правителей. Росписи на потолке Рыцарского зала, автором которых был Баччио Бианко, представляют Вальдштейна в виде бога войны Марса. Впечатляет монументальность зала первого этажа, который выходит в сад или, точнее сказать, в комплекс садового ансабля, — все это свидетельствует и о вкусе герцога, и о сознании собственного достоинства. Автором садовых скульптур, относящихся ко времени до 1630 г.,был Адриен де Врис, который был ранее придворным скульптуром Рудольфа II. В наши дни в саду размещены копии части этих скульптур.Оригиналы произведений были в качестве военных трофеев увезены шведами и размещены в замке Дроттнингольм.

Хотя Вальдштейнский дворец на Малой Стране и не произвел художественного переворота, однако он вписал в план города яркую страницу и стал началом превращения Малой Страны в часть Праги с великолепными дворцами и замками.

Несмотря на неблагоприятные последствия восстания сословий и войны, ущемление прав сословий, особенно в городах, и ухудшение положения Праги, ставившее ее во второй разряд по сравнению с Веной, строительство аристократических дворцов продолжалось, особенно в конце XVII в. и в XVIII в. Дворцы строили императорские генералы и полковники, низшие военоначальники, равно как и представители оставшихся чешских католических родов и кое-кто из перешедших в новую веру. Уже после 1624 г. Павел Михна из Вацинова купил ренессансный Вхинский дворец, а его сын Вацлав перестроил дворец, превратив его в прекрасную постройку в стиле барокко. Внутри он был украшен штукатуркой стукко, выполненной Доменико Галли. Автором проекта реконструкции дворца Михны был Франческо Каратти, руководил работами по перестройке Пьетро Коломбо. Они были закончены в первой половине XVIII в. при князе Яне Адольфе Шварценберге, который купил дворец.

Великолепен ансамбль дворцовых садов под Пражским Градом. Особенно выгодное расположение имел большой дворец Фюрстенбергский: при основании его сада можно было комбинировать обширный равнинный садовый партер с выразительной кулисой террас. Остальные земельные участки были существенно уже и круто поднимались по склону, поэтому были причудливо росчленены на систему террас, лестниц, садовых павильонов, соединяющих интимность примыкающего к дому сада с дальней панорамой города.

Дворцы в стиле барокко и рококо, такие как Ностицкий, Туновский (ранее Коловратский), Букойский, Кайзерштейнский, Вртбовский, Морцинский, Шернборский, Велкопршеворский, Лихтенштейнский, Лобковицкий, Ледебоурский, Турбовский, Коуницкий, Пальфиовский и другие, богато, пышно украшенные рельефами и пластикой, полностью изменили вид и характер Малой Страны. В ее южной части, у Влтавы и на острове Кампа, за рукавом речки Чертовки, а также на другой стороне до склонов петршинского холма и под Градом можно было вольно расположить резиденции и окружить их садовыми ансамблями, которые и сейчас составляют выразительный зеленый компонент городской панорамы. Мала Страна стала тихим ностальгическим уголком Праги, не спеша пробуждающимся в новом времени. Исключение составлял дворец Туновских на нынешней Снемовни улице. В 1801 г. его купили чешские сословия и перестроили в здание Сейма. Во второй половине прошлого столетия здесь заседал земский сейм, первоначально верховный орган сословий, в период постепенно формирующейся конституционной монархии он представлял собой до 1918 г. выборное парламентское земское собрание. После образования Чехословацкой республики здание Сейма стало резиденцией сената Национального собрания, а в настоящее время здесь находится парламент Чешской республики. Тимпан фасада дворца украшает надпись «Salus Rei Publicae Suprema Lex Esto» («Благо государства да будет главнейшим законом»).

За строительными предприятиями дворянства последовали после частичного экономического оживления и богатые мещане. Несмотря на позднейшие перестройки, в пространстве современной площади Дражицкого, улиц Мишеньской, У Лужицкого Семинара, на Кампе, на Лазеньской, Мостецкой улицах сохранилось немало интересных зданий, большей частью, мещанских домов. После 1700 г. площади и улицы Малой Страны — прежде всего, ее центральной части — приобретали барочной характер, который затем обогатили рококо и классицизм. Однако часто фасад представляет собой лишь кулису, скрывающую более старую постройку. Она проглядывает не только во внутренней планировке домов, часто ее сильное влияние отражается и на фасаде, характер которого продиктован временем.

С наступлением рекатолизации оживилось и строительство культовых зданий, которое побуждали, прежде всего, ордена как предшествовавшие, возвращавшиеся в свои прежние резиденции, так и новые, только лишь вступающие на чешские земли. Наиболее активно проявляли себя в этой области иезуиты. В 1628 г. они расположились в приходском костеле св. Николая (Микулаша) в центре Малостранской площади и построили при нем сначала дом ордена, а в 1672—1687 гг. на месте старой застройки появилось монументальное здание коллегии иезуитов, расчленяющей монолитную площадь на две части. Величественное здание нового храма появилось в начале XVIII в. на месте разрушенного готического костела. В 1701—1711 гг. Криштоф Динценхофер построил неф храма с изумительным сводом, затем его сын, Килиан Игнац, достроил алтарную часть (апсиду), перекрытую монументальным куполом, строительство всего ареала завершил Ансельмо Лураго, возведя высокую колокольню в 1751—1756 гг. Фасад с импозантным входом расположен в верхней части бывшего рынка, напротив Лихтенштейнского дворца. Интерьер храма относится к вершинам пражского барокко, отличаясь органичным соединением архитектуры, пластики и живописи в единое целое. Доминантное место в нем занимают четыре величественные скульптуры отцов церкви работы скульптора Игнаца Франтишека Платцера. Автор росписи купола — Франтишек Ксавер Балко. Творцы храма сумели реализовать в нем великолепную идею гармонии с целым; таким образом, весь ансамбль, несмотря на доминирующий характер своей архитектуры, прекрасно вписывается в окружающую панораму.

Еще одной вершиной барочных культовых построек на Малой Стране является монастырский костел св.Фомы (Томаша), основанный во второй половине XIII в. Затем в 1419 и 1541 гг. его уничтожали пожары, после чего он был каждый раз заново отстроен. Однако основная планировка высокого трехнефного здания оставалась прежней, сохранил ее и архитектор Килиан Игнац Динценхофер при барочной реконструкции в 1724—1731 гг. Вацлав Вавржинец Рейнер расписал вновь построенные своды монументальными фресками, которые относятся к самым славным художественным произведениям на Малой Стране. В богато отделанном интерьере храма особую ценность представляет удивительная коллекция мебели и прикладного искусства периода основания храма. Собрание демонстрирует развитие пражского барокко, а некоторые уникальные экземпляры относятся к рудольфинскому периоду.

Над Тун-Гогенштейнским дворцом первой половины XVIII в. (в настоящее время в нем размещается итальянское посольство) на Нерудовой улице стоит костел Девы Марии Провидения, построенный в 1691—1717 гг. орденом театинов. В его строительстве участвовали знаменитые представители пражского барокко — Жан Баттист Матей и Ян Блажей Сантини-Айхль. По лестнице около костела можно подняться с Нерудовой улицы на Замковую лестницу под Пражским Градом, построенную во второй половине XVI в. при императоре Максмилиане II.

Примером скрещения разных архитектурных стилей на Малой Стране может служить костел св. Иосифа (Йозефа), принадлежащий пражскому ордену кармелиток (1687—1693гг.), построенный, по-видимому, по проекту архитектора ордена — Доната Игнаца из Иеса (наст, имя Иоган Раас) в стиле голландского барокко, с фасадом, расчлененным полуколоннами и рустикальными пилястрами, украшенным скульптурами Матея Вацлава Йекла. Росписи внутри храма («Святое семейство» и «Св. Терезия») начала XVIII в. принадлежат известному художнику пражского барокко — Петру Брандлу.

Еще во время Тридцатилетней войны, благодаря Великому магистру, графу Рудольфу Коллоредо-Валдси, и магистру Бернарду де Витте, свою резиденцию начал обновлять орден мальтийских рыцарей. Был реконструирован монастырский костел Девы Марии под Цепью, точнее, его алтарная часть, сохранившаяся от средневековья и перестроенная в барочном стиле Карло Лураго в середине XVII в. Его внутреннее пространство было дополнено церковной мебелью. Надалтарные образы «Битвы у Лепанто» и членов мальтийского ордена, отдающих почести Мадонне, а также «Обезглавливание св. Варвары» на боковом алтаре создал Карел Шкрета в середине XVII в. В XVIII в. по обеим сторонам костела были построены монастырские здания и дворец Великого магистра (главы мальтийского ордена).

Радикальные перемены, связанные с благоустройством города в течение XIX и XX вв., которые существенно отразились на правобережных частях города, не коснулись Малой Страны, хотя такие намерения существовали. В 1855 г. при больнице «Под Петршином» для конгрегации Милосердных сестер был построен костел св. Карла Боромейского в позднеклассицистическом стиле. Кроме этого, на Малой Стране выросло несколько представляющих интерес зданий и мещанских домов в стиле неоклассицизма, главным образом, недалеко от Уезда.

С 1891 г. в Праге появился фуникулер, поднимающийся на Петршин. Он был открыт по случаю «Земской юбилейной выставки» так же, как и обозревательная 60-метровая вышка, построенная по образцу парижской Эйфелевой башни. Гости Праги не забывают посетить костел св. Лаврентия (Вавржинца), стоящий недалеко от вышки, вблизи крепостных стен. Это здание, первоначально в романском стиле, было затем перестроено по проекту Килиана Игнаца Динценхофера в стиле барокко на средства братства пражских поваров. Представляет интерес также и расположенный напротив так называемый «Лабиринт». Его зеркальный корридор с кривыми зеркалами приведет посетителей к диораме битвы пражан со шведами на Карловом мосту в 1648 г.

На этом паломничество по малостранским достопримечательностям не кончается, ведь каждый дом, дворец с садовым ансамблем, улочки и закоулки Малой Страны имеют свою историю, вписанную их владельцами, творцами или жителями. Выйдя с Малостранской площади, куда легко попасть на трамвае, метро или по любой улочке, гости Праги всегда найдут дома, дворцы или панораму, достойные восхищения.

Обновлено: 23.07.2014
Добавить комментарий
(обязательно)