Пороховой мост

Пороховой мост

Prašný most

Пороховой мост соединяет Пражский град и расположенный за ним ренессансный Королевский сад. Он пересекает знаменитый Олений ров и ведет к северным воротам замка, открывающим вход в так называемый Второй двор Града. В наше время эта конструкция представляет собой укрепленную насыпь с подземным туннелем, служащую туристическим маршрутом, так что мостом она называется весьма условно, в память об историческом назначении, когда он служил единственным путем в оборонительную крепость.

Пороховой мост 1

Первое деревянное сооружение

Первая постройка на месте сегодняшнего моста относится ко времени правления короля Фердинанда I, который провел масштабную реконструкцию Пражского града. Именно по велению этого монарха на месте вырубленных виноградников был создан Королевский сад и Летний замок. Король планировал обустроить здесь рекреационную зону для своей больной супруги Анны (она до окончания строительства не дожила, но сад и дворец превратились в излюбленное место придворной аристократии).

В 1534-40 годах парк соединили с императорскими покоями мостом с крытой галереей — таким образом будущий Пороховой мост стал первым сооружением на территории только что разбитого Королевского сада. Он держался на пяти каменных опорах и нес на себе двухэтажную деревянную галерею, нижний проход которой эксплуатировался в практических целях, а вот верхний король пожелал закрепить для персонального использования — монарх любил покой и уединение. Кроме того, от частного выхода с моста прямо к Летнему замку протянули специальный крытый переход, чтобы защитить изнеженного правителя от непогоды.

Оборонное назначение и происхождение названия

Однако удобство не было главной целью строителей. Как всякая средневековая резиденция, Пражский град нуждался в защите на случай вражеской атаки, поэтому возводить непрерывный и прочный мост, ведущий прямо к воротам, было довольно рискованно. Архитекторы позаботились о безопасности, оборвав непрерывную линию моста за несколько метров от крепости: в мирное время он соединялся с ней специальной подъемной конструкцией, которая в случае штурма поднималась к воротам, пресекая путь вражескому войску. Кроме того, защищала мост соседняя Пороховая башня — идеальный плацдарм для обстрела его территории во время атаки.

Кстати, по наиболее распространенной версии свое название Пороховой мост получил именно благодаря этой башне, использовавшейся как пороховой склад. Но некоторые исследователи предлагают и другой вариант происхождения названия — от большого количества пыли (праха), которая годами скапливалась под крышей галереи. К единому мнению историки так не пришли.

Пороховой мост 2

Первое разрушение моста и реконструкция

Впрочем, бурная политическая жизнь Праги не способствовала сохранению деревянного моста в целости и сохранности. В 1541 году упавший на мост снаряд вызвал сильнейший пожар, во время которого пострадали многие постройки, а от моста практически ничего не осталось.

Новый мост построили спустя почти 50 лет — в 1589 году, и он был уже каменным. Но и ему не суждено было стать долговечным, хотя он и прослужил пражанам больше века. Известна история, как во время войны за австрийское наследство жители Праги отстояли Пороховой мост: в 1742 году, когда город оккупировали франко-саксонские войска, защитники крепости полностью засыпали его навозом, замаскировав его от врагов. Маневр удался, и мост остался цел.

Пороховой мост 3

Превращение Порохового моста в насыпь

Однако через 15 лет Чехия ввязалась в новый европейский конфликт — Семилетнюю войну, и в этот раз мост защитить уже не получилось: его разрушили до основания в ходе боевых действий.

После этих событий мост решили не возводить в прежнем виде. Во время так называемой терезианской реконструкции под руководством Пикасси полностью поменялась концепция сооружения. На месте моста образовалась насыпь с туннелем для русла реки Бруснице, укрепленная высаженными деревьями. Идея оказалась действенной, и в конце XIX века реку полностью заточили в подземные коридоры. Эта насыпь сохранилась до наших дней.

Современное состояние

Еще одну масштабную реконструкцию провели уже в наше время — в 1999-2000 годах, по поручению президента Вацлава Гавела. Архитектор Йозеф Плескот адаптировал туннель под мостом для туристов, проделав сквозной проход под валом протяженностью 84 метра. Эта идея позволила сделать доступным осмотр достопримечательностей со дна Оленьего рва. Теперь Град открыт для просмотра с двух точек — верхней и нижней, благодаря чему туристический маршрут значительно расширился.

Обновлено: 03.11.2014
Добавить комментарий
(обязательно)