Карлов мост

Карлов мост

Одной из знаковых достопримечательностей Праги является, конечно Карлов мост. Перейти с одного берега Влтавы на другой по мосту, чья длина составляет 520 метров, а история начинается в 1380 году, стремится каждый турист, вне зависимости от возраста и времени пребывания в столице.

Карлов мост - табличка

Как добраться

Непосредственно к Карлову мосту подъезжает трамвай № 17, 18.
Остановка - Karlovy lázně.

На трамваях можно подъехать в историческую часть города.
Трамвайная остановка Staroměstská (№ 17, 18) и Malostranská (№ 1,8, 12, 18, 20, 22, 91)
Так же в исторический район Праги можно добраться с помощью метро.
Станция метро Staroměstská (ветка А) по одну сторону реки, и станция метро Malostranská (ветка А) по другую сторону.

Как появился Карлов мост

На месте нынешнего моста, когда-то очень давно во втором столетии второго тысячелетия (1172 год), был построен и введен в эксплуатацию Юдитин мост. Мост был назван в честь королевы Ютты Тюрингской, жены Владислава II. Этот мост застал и король Карл IV, однако уже тогда была острая необходимость в модернизации моста в связи с ростом торговли, строительства, и общественных надобностей. После наводнения 1342 года, Юдитин мост был практически полностью разрушен, что повлекло за собой строительство более усовершенствованного моста. Существует много легенд о мосте, некоторые из них мы собрали в этой статье.

Название Карлова моста ассоциируется с чешским королем Карлом IV, который не только курировал все строительство, но и первый заложил первый камень строения. Это историческое событие произошло 9 июля 1357 года, в 5:31 утра по старочешскому времени.

Поскольку в те времена доверяли астрологическим прогнозам, эта дата была выбрана неспроста, потому как цифры участвующие как в дате, так и во времени, представляют из себя ряд нечетных чисел, а именно: 1-3-5-7-9-7-5-3-1.

Карлов мост - числа

Сегодняшний легендарный мост был придуман уже императором Священной Римской Империи - Карлом IV, который строился с 1357 года до начала 15 века. Карлов мост (Karlův most) строился под управлением известнейшего представителя архитектурной династии Парлеров - Петера  Парлера, который так же построил и башни при нём. Подробнее о фактах строительства Карлова моста.

Почему на Карлове мосту так много туристов?

Во-первых потому что Карлов мост является своеобразной пешеходной переправой между двумя легендарными районами Праги - Малой страной и Старым Местом, где расположены в большом объеме достопримечательности Праги.

Во-вторых на Карлове мосте и сегодня расположены мощные скульптуры, которые пользуются интересом у туристов. Каждая скульптура имеет свою историю и тесно переплетается с историей моста и страны.

В-третьих, на мосту проходили события значимые как для истории Чехии, так и для мировой истории, что несомненно, привлекает пройтись по Карлову мосту, который начал эксплуатироваться с 1380 года!

К примеру, по Карлову мосту была проведена Королевская дорога, по которой чешские правители проезжали к коронации.

Королевская дорога проходила по данному маршруту:
Королевский двор (Králův dvůr) - улица Целетна (Celetna) - Староместкая площадь - Староместкая ратуша - Малая площадь - Карлова улица мимо Клементиума - Кржижовницкая площадь - Карлов мост - Мостецкая улица - Малостранская площадь - улица Нерудова - улица Ке Град - Градчанская площадь - Пражский Град - Собор св. Вита.


В 1420 году мост являлся переправой для гуситов в Малу Страну.
Немаловажное событие, которое навсегда записало  Карлов мост на страницах мировой истории - нападение шведов на Прагу. Именно с моста в 1648 году шведы напали на Прагу. А в 1848 году, в ходе Европейских революций, в воротах Староместской мостовой башни стояла баррикада.

Мостовые башни Карлова моста

Карлов мост
Если вы заходите на мост с восточной стороны, то обратите внимание на Староместскую мостовую башню и её зимородок.

Ее историю можно прочитать в статье, но кратко скажем, что зайти внутрь дело добровольное, но внутри вы не только увидите различные скульптуры, изображающие не только правителей, но и скульптуру покровителя моста - св. Вита. Так же обратите внимание на наружное оформление башни, недаром ведь, Староместскую восточную мостовую башню считают одной из красивейших средневековых построек в Европе.

Карлов мост
Если вы заходите на мост с западной стороны, обратите внимание на Малостранские мостовые башни, которые были построены в различное время. Низкая башня была построена после 1591 года в стиле Ренессанса, а в 1464 году, когда страной правил король Йиржи, была заложена вторая башня. Если сравнить эти две башни и Староместскую башню, можно сопоставить их схожестью по стилю. Пожалуй, скорее Старместская мостовая башня послужила примером - шаблоном для строительства двух западных башен. До времен, когда мост начали украшать скульптурами, три мостовые башни являлись единственным его украшением.

Видео с Карлова моста (сентябрь, 2012)

Скульптуры Карлова моста

Кликтабельно

  1. Мадонна со святым Бернардом - Madona a sv. Bernard
  2. Мадонна со святым Домиником и святым Фомой Аквинским - Madona, sv. Dominik a sv. Tomáš Akvinský
  3. Распятие Христа - Kalvárie, sv. Kříž
  4. Cв. Анна - Sv. Anna
  5. Кирилл и Мефодий - Sv. Cyril a Metoděj
  6. Иоанн Креститель - Sv. Jan Křtitel
  7. Норберт, Сигизмунд и Вацлав - Sv. Norbert, Václav a Zikmund
  8. Cв. Ян Непомуцкий - Sv. Jan Nepomucký
  9. Антоний Падуанский - Sv. Antonín Paduánský
  10. Иуда-Фаддей с дубиной - Sv. Juda Tadeáš
  11. Блаженный Августин - Sv. Augustin
  12. Каетан - Sv. Kajetán
  13. Cв. Филипп Бениций - Sv. Filip Benicius
  14. Скульптура св. Вита - Sv. Vít
  15. Св. Косма, Дамиан и спаситель - Sv. Kosma a Damián se Salvátorem
  16. Бородач - Bradáč
  17. Cв. Иво - Sv. Ivo
  18. Варвара, Маргарита и Елизавета - Sv. Barbora, Markéta a Alžběta
  19. Пьета - Pieta (Oplakávání Krista)
  20. Cв. Иосиф и маленький Иисус - Sv. Josef s Ježíšem
  21. Франциск Ксаверий - Sv. František Xaverský
  22. Христофор с младенцем Иисусом на плечах - Sv. Kryštof
  23. Франсиско Борджиа - Sv. František Borgiáš
  24. Святая Людмила с маленьким Вацлавом - Sv. Ludmila s malým Václavem
  25. Франциск Ассизский - Sv. František Serafinský
  26. Святые Вике́нтий Ферре́р и Прокопий Сазавский - Sv. Vincenc Ferrerský a sv. Prokop
  27. Брунцвик - Bruncvík
  28. Николай Толентинский - Sv. Mikuláš Tolentinský
  29. Видение св. Луитгарды - Sv. Luitgarda neboli Sen Sv. Luitgardy
  30. Адальберт Пражский - Sv. Vojtěch
  31. Св. Иоанн де Мата, св. Феликс де Валуа и Иоанн Чешский - Sv. Jan z Mathy, Felix z Valois a Ivan
  32. Св. Вацлав - Sv. Václav
  • Мадонна со святым Бернардом - Madona a sv. Bernard

    Автор: Matěj Václav Jäckel (1709)

    Скульптурная композиция представляет собой изображения Мадонны - матери Христа, а так же Бернарда Клервоского - основателя монашеского ордена Цистерцианцев, задача которого состояла в культивировании Девы Марии. Здесь святой Бернард преклоняется перед Мадонной. Рядом сидит ангел, держащий головной убор и улей, символизирующий дар красноречия.

    Слева от Марии, изображен облик Иисуса с атрибутами его жестокой казни.

  • Мадонна со святым Домиником и святым Фомой Аквинским - Madona, sv. Dominik a sv. Tomáš Akvinský

    Автор: Matěj Václav Jäckel (1708)

    Все скульптурные группы Карлова моста в Праге возведены в период правления австрийской династии Габсбургов, которая, опираясь на католицизм, старалась подчинить себе народ и подавить опасные для нее независимые гуситские настроения. Поэтому скульптуры моста подчинены одной общей идее – прославить католическую веру.
    Скульптура «Мадонна со св. Домиником и св. Фомой Аквинским» является ярким образчиком стиля барокко. Выполненная Матеем Вацлавом Якелем в 1707 году, она изображает в качестве центральной фигуры композиции Деву Марию с маленьким Иисусом, парящими над земным шаром, и символизирует тем самым сколь широко распространение католицизма.

    Мадонна передает молитвенные четки своему верному миссионеру – святому Доминику, который, будучи представителем богатого испанского дворянского рода, отказался от мирских благ и основал религиозный орден, названный его именем. Уже в молодости этот священник отличался состраданием и добротой к людям, готовностью помочь нуждающимся. Интересно, что именно св. Доминик считается автором розария – католической молитвы с использованием четок. Пес у его ног с факелом в зубах иллюстрирует эмблему ордена (Domini canes в переводе с латинского - «псы господни»).

    Третья фигура скульптуры - Фома Аквинский с книгой в руке, известный теолог, философ и просветитель, также являлся представителем доминиканского ордена и нашел пять доказательств существования Бога, на которые и по сей день опирается католическая церковь.

  • Распятие Христа - Kalvárie, sv. Kříž

    Скульптура Христа, распятого на кресте, а так же изображения Девы Марии и Иоанна Богослова возводились на Карловом мосту постепенно. В общей сложности процесс занял 50 лет, с 1657 по 1707 годы. В центре композиции находится непосредственно иисус на кресте, слева - Дева Мария, справа - Иоанн Богослов. Взглянув на крест, можно увидеть надпись выложенную в виде дуги, которая повествует о святом спасителе, Господе. Буквы сделаны из золота, деньги на которое, были изъяты в качестве штрафа с еврея. Остальная часть скульптурной композиции была оплачена бароном Карелом Адамом из Ржичан. Его герб можно наблюдать у основания памятника. На подставке креста можно прочесть на разных языках перевод "золотой" надписи.

  • Святая Анна - Sv. Anna

    Автор: Matěj Václav Jäckel (1707)

    Статуя Святой Анны, матери Богородицы – шедевр скульптора Матея Вацлава Якеля, созданный в 1709 году. Свои средства на возведение статуи пожертвовал гетман-камергер Старого города, аристократ Рудольф Лисовский. Оригинальная скульптура хранится в Горлице – одном из подземных залов крепости-музея Вышеград, расположенной в историческом районе Праги. Репродукция статуи была изготовлена чешскими скульпторами Войтехом Адамец и Мартином Покорны и установлена на своё прежнее место на Карловом мосту в 1999 году.

    Центральное место в композиции скульптуры занимает мать Девы Марии – Святая Анна. На руках у святой сидит младенец Иисус, держащий земной шар и распятие. Юная Мария смотрит на мать с бесконечной любовью и протягивает ей маленький букетик роз. Сюжет композиции статуи святой Анны, матери Богородицы и Девы Марии на Карловом подразумевает единство младенца Иисуса Христа, Девы Марии и Святой Анны. Данное обстоятельство породило множество споров вокруг изваяния, ведь подобный сюжет противоречит основным канонам католической церкви.

    Святая Анна почитается как покровительница матерей, супружеской жизни, младенцев и вдов, потому католики со всей Европы приезжают в Прагу попросить святую о здоровом потомстве и счастливом браке.

  • Кирилл и Мефодий - Sv. Cyril a Metoděj

    Автор: Karel Dvořák (1928 - 38)

    Кирилл и Мефодий – единственная статуя, поставленная за счет государства, самая новая на Карловом мосту. Заказана она была в 1928 году к юбилею Республики. Карл Дворжек – автор статуи, изображающей двух известных людей, миссионеров, принесших людям того времени свет христианства и создавших уникальную письменность – кириллицу.

    Место статуи раньше занимала скульптура 1711 года, изображающая Фердинанда Броккофа св. Игнатиуса из Лойлы. Она была смыта наводнением в 1890 году. Теперь данной статуей можно любоваться в пражском лапидарии.

    Изваяние, олицетворяющее славянских просветителей, является одним из трех десятков скульптур святых, расположенных на Карловом мосту.

    В 862 году моравский князь Ростислав отправил послов в Константинополь со следующей просьбой: «Несмотря на то, что наш народ христианскую веру исповедует, нет у нас учителей, способных объяснить веру на языке нашем родном. Отправьте нам учителей таких». После этого святые монахи были отправлены в Моравию. Благодаря Кириллу и Мефодию славяне обучались чтению, письму, азам других известных на то время наук и начали вести церковное служение на славянском языке.

  • Иоанн Креститель - Sv. Jan Křtitel

    Автор: Josef Max (1855)

    Скульптура Иоанна Крестителя была создана в 1857 году мастером Йозефом Максом, средства для этого проекта выделил Я.Н. Гермерих. На месте Святого Иоанна Крестителя раньше стояла скульптура, которая изображала крещение работы автора Михала Яна Йозефа Брокоффа. Но, к сожалению, в 1848 году скульптуры сильно пострадали, и с моста их пришлось убрать в музей – лапидарий НМ.

    Скульптура изображает Святого Иоанна Крестителя, к которому сам Христос пришел на Крещение в Святые воды Иордана. По легенде, именно Иоанну Сам Господь открыл настоящее происхождение Христа своего сына. Также в легенде говориться, что Иоанна крестил сам Бог, после чего Иоанн стал активно пропагандировать крещение по всему миру. Скульптура представляет собой изображение Иоанна с крестом в руке и чашей для Крещения. Рука Иоанна Крестителя благодатно указывает на то, что сам Господь велел принять Христианство. Жест руки говорит о благословении любому, кто проходит мимо.

    На сегодняшний день скульптура Святого Иоанна Крестителя находиться почти в самом центре Карлова моста, ежедневно сотни туристов приходят сюда полюбоваться на творение Йозефа Макса!

  • Норберт, Сигизмунд и Вацлав - Sv. Norbert, Václav a Zikmund

    Автор: Josef Max (1853)

    В первом варианте, созданном Яном Брокоффом в 1708 г. святой Норберт был изображен вместе со святыми Андрианом и Иаковом. В 1764 г. ветшающие фигуры были заменены работой Платцера, где рядом с Норбертом стояли ангелы. Скульптурную группу, которую можно увидеть сейчас, создал в 1853 г. Йозеф Макс в неоготическом стиле.

    Святой Норберт родился примерно в 1080 г. и резкую перемену в его жизни произвел один случай, - испугавшись грома, его лошадь понесла, и Норберт лишь чудом не погиб и воспринял это как знак свыше. Он начал вести благочестивый образ жизни, и пожертвовал часть своего состоянии на создание аббатства. Позже, уже будучи священником, в результате конфликта с другими канониками, он сложил с себя полномочия и отправился в Рим, где папа Геласий II, уполномочил его быть странствующим проповедником. В 1120 г. Норбер основал Орден премонстрантов.

    Святой Вацлав, чешский князь, правивший в период с 924 по 935 год, построил в Праге церковь имени св. Вита. Пользовался огромной любовью и почитанием своего народа, после смерти был канонизирован.

    Святой Сигизмунд был королем Бургундии, издал свод основополагающий законов и покровительствовал православному духовенству. В 522 г. по наговору второй жены, в приступе ярости убил родного сына. Придя в себя и ужаснувшись преступлению, король ушел в основанную им обитель Маврикия, где помогал бедным и страждущим, пожертвовав часть своего состояния. Позже, в результате разгромной для его королевства войны, он длительное время скрывался в обители под видом простого монаха, но был обнаружен, перевезен с семьей в Орлеан и казнен.

  • Святой Ян Непомуцкий - Sv. Jan Nepomucký

    Автор: Jan Brokof (1683)

    О Святом Яне Непомуцком знают многие, ведь вокруг его смерти сложено не мало легенд. Загадочные обстоятельства смерти придали скульптуре особенную популярность, как и поверие в исполнение желаний. На постаменте скульптуры можно увидеть бронзовые изображения. Здесь вы увидете исповедь королевы, а так же изображение казни святого Яна Непомуцкого. Именно у этой скульптуры всегда можно увидеть туристов, натирающих бронзовые изображения, в надежде исполнения заветных желаний.

  • Антоний Падуанский - Sv. Antonín Paduánský

    Автор: Jan Oldřich Mayer (1707)

    Св. Антоний Падуанский — творение созданное Яном Майером, которое является одной из его первых работ. Установили статую в 1707 г на средства высочайшего бургграфа города Прага К. М. Виттауера. Изваяние будет девятым по счёту среди скульптур моста и находится скульптура по правую сторону царской дороги.

    Одеяние святого представлено в виде рясы ордена францисканцев, в правой его руке видна лилия из металла. Декоративный фонарь с огоньком является ещё одним атрибутом святого. Работа Майера представляет эпоху барокко и считается довольно успешной из-за невероятно естественных жестов, элегантно проработанных ниспадающих волн одеяния.

    Св. Антоний Падуанский появился на свет в 1195 году, был воспитан в обычной школе при церкви, в числе первых вступил в орден св. Августина. Нёс миссионерскую службу в Марокко, а услышав о том, что св. Франциск ещё жив, решил найти создателя ордена францисканцев. Поиски увенчались успехом и встреча состоялась, Антонию поручили читать проповеди. В итоге, св. Франциск находясь под сильным впечатлением от ораторских способностей юноши, оказал ему доверие и призвал вести просветительскую деятельность ордена. Антоний быстро стал лучшим учеником и доверенным лицом св. Франциска. Св. Антоний Падуанский — покровитель Португалии, умер в 1231 году, а спустя год его канонизировали.

    Люди молятся лику святого и просят о содействии, в обретении когда-то потерянной вещи. Обращаются к нему страдающие бесплодием женщины в надежде, что произойдёт чудо.

  • Иуда-Фаддей с дубиной - Sv. Juda Tadeáš

    Автор: Jan Oldřich Mayer (1708)

    Святой Иуда Фаддей, изображаемый на данной скульптуре почитается как один из первых двенадцати апостолов. Согласно некоторым версиям церковного предания, он был сыном Иосифа-Плотника от первого брака и, следовательно, сводным братом самого Иисуса, хотя современные исследователи различают "брата Господня, Иуду" и апостола Иуду. Св.Иуде приписывается одно из посланий Нового Завета, сам он известен проповеднической деятельностью на территории Малой Азии, Месопотамии, Персии и Армении. Принял мученическую смерть от рук язычников. Поскольку Св.Иуду многие недостаточно образованные верующие путали с Иудой-Искариотом, предавшим Христа, его почитание никогда не было особо широко распространено. По этой же причине он считается в католической традиции покровителем людей, попавших в тяжёлое и безвыходное положение, незаслуженно забытых и попавших в немилость, страдающих от всеобщего непонимания. Подробные обстоятельства мученической смерти Иуды Фаддея доподлинно неизвестны и в разных источниках различаются. Согласно одной из версий, более распространённой в католичестве, он был забит дубинами. Очевидно именно эта легенда и послужила источником вдохновения для скульптуры - святой изображён, опирающимся на дубину, в руке его находится Евангелие.

  • Блаженный Августин, топчущей еретические книги - Sv. Augustin

    Автор: Jeroným Kohl

    Знаменитый Карловый мост украшает большое количество замечательных скульптур периода барокко. И конечно же, вся их тематика только религиозного характера.
    Скульптура Блаженного Августина была сооружена в 1678 году, мастером стал знаменитый в то время, скульптор – Джон Фредерик Коль.

    Блаженный Августин родился в 354 году 13 ноября в Африке, в небольшом городке - Тагасте. Он был замечательным ученым , епископом Гиппонским, философом, христианским богословом, проповедником и выдающимся политиком. Он стал основателем – августинизма, и Отцом христианской церкви. Святой Августин за весь свой вклад в развитии религии был причислен к лику святых.

    Он написал большое количество книг « Книга Бытия», а также всемирно известные моральные трактаты, «Исповедь», « О граде Божьем», которые он посвятил борьбе с манихеев и ересями.

    Также Блаженный Августин многое сделал и для людей, о его доброте ходили легенды, он помогал абсолютно всем. Блаженный Августин преподавал Божье слово при церкви.
    Скульптура изображает Блаженного Августина с золотой клюкой, который на радость многим туристам, топчет еретические книги.
    Эта скульптура вдохновляет, от нее просто веет боевым духом и волей к борьбе.

  • Каетан - Sv. Kajetán

    Автор: Ferdinand Maxmilián Brokof (1709)

    Св. Каэтан является второй по счёту скульптурной композицией Фердинанда Брокоффа, создана она была в 1709 году и тогда же двенадцатой по счёту, установлена с правой стороны Карлова моста.

    Творение символически знаменует святую Троицу. Работа мастера посвящена св. Каэтану - защитнику людей от свирепой чумы. Окутанный облаками из камня обелиск, имеющий три грани, расположен позади святого и очень похож на Чумной столб, по местным традициям который, означает благодарность небесным покровителям за изгнание болезни. Над обелиском кружат маленькие ангелы и держатся за прикреплённое к его верхней точке массивное, пламенное сердце. В руках у св. Каэтана находится распахнутое Евангелие от Матвея с писанием Божьим.

    Каэтан родился в итальянском городе Винченце. В 1505 году он получил учёную степень доктора по юридическим делам и стал секретарём у Папы Юлия второго. Одиннадцать лет спустя Каэтан принял сан священника и без устали трудился на благо реформ, проводимых высшим церковным руководством Рима. Вместе с группой священников он стал основателем римской конгрегации регулярных клириков, их главной целью было духовное и религиозное образование простых людей. В 1519 году он возвращается в город детства и присоединяется к братству св. Иеронима, основной задачей которого было оказание помощи больному и бедному населению. На закате жизни Каэтан вёл деятельность по спасению заблудших душ и, как сказано в летописи, был наделён силой творить чудо. Умер он в 1547 году.

    К лику святых Каэтана причислили в 1671 году. Его мощи находятся в костеле св. Павла в городе Неаполь. Св. Каэтан - патрон Баварии, является главным покровителем при родах, спасителем от чумы и голода.

  • Филипп Бениций - Sv. Filip Benicius

    Автор: Michal Bernard Mandel (1714)

    Единственная светлая скульптура Карлова моста изображает святого Филиппа Бениция – основателя и генерала ордена сервитов. Сервиты – религиозный монашеский орден, основанный в 1280 году для воспевания деяний Девы Марии.

    Статуя генерала сконструирована австрийским скульптором Михалом Мандлом в 1714 году. В музее города Зальцбург находится глиняная скульптурная модель, именно по ней после смерти Мандла и была изготовлена статуя. В работе использовался белый австрийский мрамор, скульптуру изваяли в Австрии, а впоследствии перевези в Прагу.

    Средства на изготовление были выделены пражским орденом сервитов при костеле св. Михала.

    Святой Филипп одет в традиционные для ордена белые одежды, в левой руке он держит ветку лилии, крест и книгу, у его ног положена тиара, символизирующая отвергнутый титул папы римского. В ноябре 1268 года после смерти действующего папы римского Климента IV, Бениций оказался наиболее подходящим претендентом на место понтифика. Одна из легенд гласит, что Филипп был очень скромным человеком, испугался и спрятался в пещере, пока не был избран новый папа. Надпись на постаменте скульптуры подтверждает это предположение: «Пятый генерал ордена сервитов святой Филипп Бениций любим Богом за скромность».

  • Скульптура св. Вита - Sv. Vít

    Автор: Ferdinand Maxmilián Brokof (1714)

    Скульптура Святого Вита, создана Фердинандом Максимилианом Брокоффом в 1714 году. Святой в одежде горожанина Рима и средневековом головном уборе располагается на постаменте из камней, на которых помещены львы, изображённые не свирепыми и кровожадными хищниками, а испытывающими симпатию к своему пленнику и как бы защищающими его.

    Как и все мученики христианской веры, святой Вит в отрочестве всей душой принял христианство. Его отец сенатор Сицилии и язычник отдал мальчика на обучение наставнику, который исповедовал Христа. Императоры Диоклетиан и Максимиан преследовали носителей учения христианства, на глазах Вита был убит его учитель, это событие только усилило его веру и стремление обратить сограждан к милосердию и любви Христовой.

    Легенда о Святом Вите гласит, что изгнавший из души императора Диоклетиана бесов Вит отказался молиться римским богам, за что был помещён в клетку к свирепым львам. Звери не тронули Святого, тогда его бросили в котёл с кипящим маслом.

    Святой Вит покровительствует Чешским землям со времён правления Святого князя Вацлава, получившего в дар от Генриха Птицелова часть священных мощей святого. Святой Вит защищает от ударов молний, укусов ядовитых змей, он покровитель актёров, способен исцелять больных эпилепсией, и всех кто одержим бесами.

    Это седьмая по сёту скульптура, выполненная под сигнатурой скульптурной мастерской Брокофа для Карлова моста по заказу вышеградской капитулы.

  • Св. Косма, Дамиан и спаситель - Sv. Kosma a Damián se Salvátorem

    Автор: Jan Oldřich Mayer (1709)

    Скульптурная группа из трех статуй выполнена Яном Олдржихом Майером в барочном стиле в 1709 году. Она заказана и установлена на средства, выделенные медицинским факультетом Карлова университета.

    Святые Косма и Дамиан известны как покровители больных и врачей, целители и чудотворцы. Доподлинно удалось установить только несколько фактов об их жизни: они родились во второй половине третьего века на территории современной Турции, а медицинское образование получили в Сирии. За безвозмездную помощь бедным люди нарекли их прозвищем «бессребреники». Во время гонения на христиан, братья были схвачены за проповедование и распространение этой религии, подвергнуты пыткам и, в конце концов, обезглавлены.

    Композиция скульптуры построена таким образом, что братья стоят по обе стороны от Спасителя. Каждая из фигур располагается на отдельном постаменте, и первоначально может показаться, что скульптура не смотрится как единое целое и каждая статуя индивидуальна. Косма и Дамиан – братья-близнецы, поэтому неизвестно каким образом было установлено, что Косма стоит справа, а Дамиан это тот, что стоит слева. Они одеты в университетские мантии, держат мученические ветви и медицинские ступки с надписями: «Это лекарство жизни» и «Вот так зародилось искусство врачевания». В центре находится Спаситель, он опирается на крест, надпись на котором гласит буквально следующее: «В этом кресте есть наше спасение».

  • Голова Бородача - Bradáč

    Согласно народным преданиям, этот небольшой барельеф изображает того самого скульптора, который построил Юдитин мост, первый из каменных мостов переброшенных через Влтаву. Согласно легенде, это был человек с огромной бородой, а родом он был из Италии, где в то время (двенадцатый век) как раз переживало расцвет искусство архитектуры. Исторические свидетельства отчасти подтверждают легенду, уточняя лишь, что приглашён скульптор был по инициативе Епископа Праги, а не пришёл сам по себе, как в народной версии легенды. После окончания работ мастер якобы вытесал собственный портрет на одном из каменных блоков у основания моста. Расположен этот мост был на том самом месте, на котором сегодня располагается Карлов, и рабочие сохранили камень с головой скульптора, встроив его в пилон нового моста. Скульптура изображающая Бородача долгие годы служила горожанам Праги в качестве отметки для определения уровня воды, дух скульптора, обитающий в Голове, выполнял роль доброго божества-хранителя. Как говорят, если вода доходит до рта барельефа, то река разлилась уже до уровня улиц Старого Места, а если вода скрыла Бородача с головой, то через центральную площадь скоро придётся плавать на лодке.

  • Святой Иво в обществе Фемиды - Sv. Ivo

    Автор: Matyáš Bernard Braun (1711)

    Открывает Карлову «галерею» скульптурная группа «Святой Иво в обществе Фемиды» - творение рук талантливейшего скульптора Чехии Матиаса Брауна.
    Скульптурная композия изображает суд, на котором святой Иво вместе с Фемидой, богиней правосудия решают спор между сыном и матерью. В центре, облаченный в мантию и с законами в руках, стоит Иво Бретонский родом из Кермантена, святой Католической церкви, живший в 13 веке. При жизни Иво, получивший неплохое юридическое образование, исполнял обязанности церковного судьи. Особое внимание он уделял защите простых небогатых людей, за что его часто называли «адвокатом бедных». Кроме того, он организовывал детские дома, больницы для бедняков, приюты для бездомных. После смерти этот выдающийся правовед был причислен к лику католических святых и считается покровителем вдов, сирот и бедных.

    Суровый взор святого Иво обращен к матери и сыну, которые не смогли найти примирения между собой. Рядом с судьей богиня Фемида, как воплощение правосудия и справедливого воздаяния представшим перед судом. На глазах богини повязка - символом беспристрастия судьи.
    Работа Брауна «Святой Иво в обществе Фемиды» была создана мастером в 1711 году по заказу Карлова университета, старейшего и главного учебного заведения Чехии, как дань уважения справедливому судье и добродетельному человеку. В настоящее время на мосту экспонируется копия, созданная в 1908 году скульптором Франтишеком Гергеселом. Тем, кому интересен оригинал, стоит посетить Лапидариум Национального музея Чехии, куда скульптура перемещена на хранение.

  • Варвара, Маргарита и Елизавета - Sv. Barbora, Markéta a Alžběta

    Автор: Jan Brokof, Ferdinanda Maxmiliána (1707)

    Скульптура «Варвара, Маргарита и Елизавета» относится ко второй группе статуй южной стороны Карлова моста. Скульптурная группа датируется 1707 годом, мастером ее изготовления является Фердинанд Максимилиан Брокофф (подпись старшего Брокоффа, отца Фердинанда находится у подножия центральной скульптуры).

    О скульптурной композиции

    Образ трех святых покровительниц запечатлен в данной скульптуре. Святая Варвара – покровительница горняков и шахтеров, людей связанных с добычей полезных ископаемых; святая Елизавета – защитница больных и бедных, покровительница пекарей; святая Маргарита считалась помощницей при родах будущим матерям и патронировала урожайность.

    Образ Елизаветы совпадает с принцессой венгерской династии Арпадов. Это была великодушная женщина, помогавшая беднякам и нищим, которые изображены на скульптуре, подняв с мольбой глаза на свою благодетельницу.

    Великомученица Маргарита Антиохийская за почитание Иисуса Христа была изгнана из дома и стала нищенствующей странницей. По легенде римский префект, разглядев в ней благородство происхождения, взял ее под свою опеку и защиту, но когда Маргарита отказалась от такого покровительства, после жестоких пыток убил ее.

    Варвара, после обвинений в увлечении христианской религией была обезглавлена, причем инициатором суда над дочерью был отец. И Варвара и Маргарита изображены на скульптуре с венцами мучениц на голове.

  • Пьета - Pieta (Oplakávání Krista)

    Автор: Emanuel Max (1859)

    Одной из наиболее известных скульптур Карлова моста является Пьета. Данная скульптурная композиция изображает мертвого Иисуса Христа, уже снятого с креста. Над телом Спасителя в молитве склонились сама Богородица и Мария Магдалина (раскаявшаяся блудница, последовавшая за Иисусом после излечения ним от семи бесов). Позади скорбящих женщин – склонивший голову Иоанн Евангелист (или Богослов – автор четвертого Евангелия и один из любимых учеников Христа).

    Рассматриваемая скульптура имеет свою историю. Очень давно место этой уникальной композиции занимало распятие из простой древесины. Если верить преданиям, здесь, на Карловом мосту, происходили казни согрешивших пекарей и ремесленников, – их заковывали в клети и опускали в воду. Из-за произошедшего в 1496 году наводнения пилон под распятием рухнул и распятие смыло водой.

    Первая Пьета была изготовлена еще в 1695 году Яном Брокофом. В 1848 году его произведение попало под обстрел и сильно пострадало, после чего, в 1859 году оно было передано монастырю, где и находится по сей день. Современную Пьету изготовил Эмануэл Макс в 1858 году на деньги, собранные на пожертвования и из казны города.

  • Святой Иосиф и маленький Иисус - Sv. Josef s Ježíšem

    Автор: Josef Max (1854)

    Если идти по Карлову мосту от Староместской башни к Малостранской, то на южной стороне моста можно увидеть скульптуру, изображающую праведного Иосифа Обручника. В левой руке у него лилия, а правой он поддерживает маленького Иисуса Христа, благословляющего город. Надпись на высоком постаменте сообщает, что поставлена скульптура на средства Йосифа Бергмана и посвящена на долгую память жителям Праги и торговцам.

    Праведный Иосиф был хранителем девства Богородицы Марии и приемным отцом Иисуса Христа. По профессии он был плотником, поэтому изображен стоящим на бревне. И поэтому все, чья профессия связана с обработкой дерева, дровосеки, плотники, столяры, избрали его своим покровителем. К ним присоединились и таможенники, а король Фердинанд lll своим указом «назначил» его покровителем чешских земель. Лилия в руке св. Иосифа – символ Девы Марии, обозначает чистоту и непорочность.

    Первая скульптура Святого Иосифа, вырезанная из песчаника Яном Брокоффом, была установлена в 1706 году. Но во время восстания 1848 года она сильно пострадала от обстрела австрийской артиллерии. Нынешняя статуя была изготовлена чешским скульптором Йозефом Максом также из песчаника и установлена на место поврежденной в 1854 году. А работа Яна Брокоффа заняла свое место в Лапидариуме национального музея Праги на Выставиште.

  • Франциск Ксаверий - Sv. František Xaverský

    Автор: Ferdinand Maxmilián Brokof (1711)

    Сам Франциск Ксаверий, и сама композиция достойны того чтобы о них написать отдельно.

    Так кто же был, человек с крестом, увековеченный в камне и поставленный на постамент, поддерживаемый негром, самураем и татарином? Франциско Ксаверий - это второе лицо в ордене иезуитов, члены которого с 16 в. активно участвовали практически во всех, как религиозных, так и политических событиях на всех континентах. Так вот, Франциск Ксаверий или “Индийский Апостол”, как его называли современники, был одним из тех миссионеров, благодаря которым католическая церковь сегодня имеет паству в самых отдаленных уголках Азии и Африки. Ему удалось обратить в христианство более миллиона язычников. В 1711 году факультет Филологии и философии Карлова университета заказал статую святого Фердинанду Брокоффа. Однако до наших дней оригинал скульптурной композиции не дошел, так как его поглотили воды Влатвы во время катастрофического наводнения 1890 г. Копия статуи была изготовлена Винчензом Возмигом и водружена на мосту лишь 23 года спустя.

    Кстати, кроме самого святого, фигур, символизирующих обращенные в христианство народы, азиатского правителя, склонившегося перед крестом, и мальчика, подающего в раковине воду для крещения, в композиции присутствует еще одна фигура. По мнению некоторых специалистов, скульптура человека, стоящего рядом с Франциском Ксаверием– это автопортрет скульптора Брокоффа.

  • Христофор с младенцем Иисусом на плечах - Sv. Kryštof

    Автор: Emanuel Max (1857)

    Эта статуя была создана на средства бургомистра В.Ванки, скульптором Эмануэлом Максом и установлена в 1857 году. Ранее, на месте этой скульптуры находилась сторожевая будка, но в 1784 году эта часть моста была подмыта водой и будку смыло. Все пятеро стражников, находящихся там погибли. После этого движение по мосту ограничили, а пост восстанавливать не стали. Было принято решение установить скульптуру, на которой изображен святой Христофор, несущий маленького Иисуса на плечах. Этот святой покровитель мореплавателей, путешественников и скитальцев. По легенде, до крещения, святой носил имя Оферрус. Он был великаном с головой пса, которую он выпросил у Бога, потому что был очень красив, но не хотел поддаваться искушению. Однажды, Господь попросил его перенести пилигримов на противоположный берег реки, среди них был Иисус. Посадив Христа на плечи, он пошел через реку, и с каждой минутой ему становилось все труднее, поток был бурным, и под тяжестью ноши, посередине реки, он ушел с головой под воду. Но неведомая сила вела Офферуса и они перебрались на другой берег. Поставив мальчика на землю, он сказал: «Мне казалось, что я несу не ребенка, а целый мир, на своих плечах». Иисус ответил: «Не удивительно, ведь ты нес не только целым мир, но и того кто его создал, ибо я Царь Небесный - Иисус Христос». Это и было крещением великана, и нарек Иисус его Христофором, что означает «несущий Христа». Вот такая красивая и символичная легенда, легла в основу создания этой прекрасной скульптуры.

  • Франсиско Борджиа - Sv. František Borgiáš

    Автор: Ferdinand Maxmilián Brokof (1710)

    Автором замечательной скульптуры стал хороший мастер Фердинанд Максимилиан Брокофф. Скульптура была создана в 1719 году. На скульптуре Святой Франсиско Борджиа изображен между двумя ангелами в одеянии священника. Оба ангела держат в руках святые изображения, первый - образ Богоматери, второй-изображение Святых Даров.
    Святой Франсиско Борджиа родился 28 октября 1510 года, в Риме. Он был католическим святым и третим генералом Общества Иисуса.

    В 1551 году завершив богословское образование, он принял рукоположение. После он был избран третьим генералом в 1565 году. Этот день он часто называл днем своего распятия , и в своих молитвах просил, чтобы господь забрал его или же отнял у него его должность. Франсиско Боржиа внес значительный вклад в развитие религии, это не говоря, о его добрых делах, о которых ходят легенды до сих пор, и помощи большому количеству людей. Он никогда и никому не отказывал в помощи.

    Франсиско Боджиа умер в 1572 году 30 сентября. Он был по просьбе Папы Климента X канонизирован в 1671 году. Многие святые, говорят о нем как об одном из успешных и лучших генералов Ордена Иезуитов.

    Скульптура невероятно красива и захватывающая, она наполнена добром и величием.

  • Святая Людмила с маленьким Вацлавом - Sv. Ludmila s malým Václavem

    Автор: Matyáš Bernard Braun (1720)

    В феврале 1784 года во время наводнения в Влтаву обрушилась скульптурная композиция работы итальянского мастера Оттавио Моста, изображавшая святого Вацлава в сопровождении ангелов-хранителей. В том же году, её место заняла скульптура чешской княгини, первой святой-мученицы Людмилы с маленьким внуком Вацлавом руки скульптора Матиаса Бернарда Брауна. Она была выполнена приблизительно в 1730 году и первоначально предназначалась для собора Святой Девы Марии, что находился на Пражском граде.

    Всю свою жизнь Людмила посвятила воспитанию внука и проповедованию христианства, это и получило отражение в сюжете скульптурной композиции. В центре возвышается величественная статуя чешской княгини, справа от неё стоит юный Вацлав, на его голове надета корона - свидетельство будущего пребывания на троне, а слева расположился маленький ангел-хранитель. В левой руке святая крепко сжимает покрывало, которым впоследствии, согласно легенде, и будет задушена, а правой указывает на один из псалмов библии, какой маленькому Вацлаву необходимо прочитать. Постамент скульптуры украшает барельеф, отображающий момент убийства князя Вацлава в замке Старый Болеслав.

  • Франциск Ассизский - Sv. František Serafinský

    Автор: Emanuel Max (1855)

    Скульптурная группа из трех фигур во главе с итальянским монахом и проповедником Франциском Ассизским выполнена Эммануилом Максом в 1855 году и установлена на средства президента Королевского научного общества Чехии, графа Франца Коловрат-Либштейнского.

    Святой Франциск считается покровителем Италии, "самым привлекательным из святых" и основателем Францисканского ордена. Франциск облачен в монашескую рясу с капюшоном, на его ладонях и груди отчетливо заметны стигматы – кровоточащие язвы-знаки, которые открываются на теле в тех местах, где располагались раны распятого Иисуса Христа. Их появлению обычно предшествует состояние божественного экстаза, в которое погружается святой в момент чтения молитвы.

    Постамент со статуей святого выдвинул чуть вперед, за его спиной – поодаль, фигуру сопровождают два ангела-хранителя. Один из них плотно прижимает к себе обеими руками огромную книгу – библию.

    Сам постамент выполнен в барочном стиле и увенчан надписью: "святому Франциску Ассизскому в благодарность за чудесное спасение императора Франца Иосифа в феврале 1853 года".

  • Святые Вике́нтий Ферре́р и Прокопий Сазавский - Sv. Vincenc Ferrerský a sv. Prokop

    Автор: Ferdinand Maxmilián Brokof (1712)

    Данная скульптурная группа была установлена в 1712 году и принадлежит резцу Фердинанда Максиммилиана Броккофа, одного из великих мастеров чешского барокко. Скульптура считается одной из самых драматических по общей композиции, здесь изображены двое святых - Св. Винсент Феррер и Прп. Прокопий Сазавский, которые повергают бесов оземь и топчут их ногами. Барельеф на поддерживающем композицию пьедестале изображает турка, иудея и чёрта, которые также символически находятся под пятой святых.

    Сюжет композиции явно призван изображать заслуги упомянутых святых в деле обращения язычников в истинную веру, а также их успехи в духовной борьбе. Но даже при беглом знакомстве с житиями Св.Винсента и Прп.Прокопия, возникает некоторое удивление, ведь их мало что объединяет, кроме соседства в данной скульптурной группе. Винсент Феррер был испанским доминиканцем, проповедовал катарам и особо почитаем в католической традиции, тогда как Прокопий Сазавский — один из самых известных чешских национальных святых, ратовал за богослужение на славянских языках и равно почитается как в католичестве, так и в православии. Вероятнее всего, здесь кроется какая-то загадка, связанная с пражской церковной и национальной политикой 18 века.

  • Брунцвик - Bruncvík

    У меня есть друг в Праге, каменный рыцарь... Он стоит на мосту и стережет реку…. Ему около пятисот лет и он очень молод: каменный мальчик. (М.Цветаева 1923 г.)

    Эти строки всемирно известной русской поэтессы посвящены скульптуре, возвышающейся на высоком постаменте за перилами Карлова моста. Скульптура выполнена в 1884 году в мастерской чешского скульптора Людвига Шимека и установлена на средства собранные пражанами. Прежняя статуя, стоявшая на этом месте, сильно пострадала во время Тридцатилетней войны при осаде Праги шведским войском, её фрагменты и сейчас можно увидеть в филиале Национального музея.

    Неподвижно стоит фигура одинокого рыцаря, одетого в доспехи XVI века, в его правой руке легендарный волшебный меч, в левой – щит с изображением герба Старого Места, у его ног - лев - преданный слуга и верный друг, который после кончины Брунцвика умер на его могиле.

    Пражский юноша Брунцвик по преданию отправился странствовать, чтобы найти льва для своего герба. Во время путешествия он не только спас жизнь льву, но и обрел волшебный меч, который сам рубил головы неприятелям. Нет точного ответа, что стало с этим мечом. Одни утверждают, что этот меч якобы замурован в основании Карлова моста, другие – что Брунцвик бросил его в Влтаву. Все сходятся только в одном: когда чешскому народу понадобится помощь, меч появится и защитит город.
    Существовал ли Брунцвик на самом деле?! Возможно, это одна из тех многочисленных красивых легенд, которыми овеяна старая Прага.

  • Николай Толентинский - Sv. Mikuláš Tolentinský

    Автор: Jeroným Kohl (1708)

    С 1708 года Карлов мост от буйства «дикой речки» Влтавы оберегает Святой Николай Толентинский. Скульптор Ян Коль изобразил Святого в традиционном одеянии монаха августинца с лилией в одной руке и книгой в другой. Чашу с хлебами, способными исцелять больных и спасать от несчастий держит ангел.

    Каноническая атрибутика является свидетельством прижизненного подвига Святого вступившего в орден августинцев в раннем возрасте. Усердие в изучении богословия и отречение от мира привели к скорому рукоположению в священники.

    Однажды ангелы призывали его в Толето, где он и жил до конца жизни, проповедуя прямо на улицах призывая прекратить гражданскую войну. Когда особенно строгий пост привел подвижника к тяжёлой болезни, он увидел Деву Марию и святого Августина. Они научили его сотворить хлеб осенённый крестом, и съесть. Это излечило священника. Этим хлебом он воскрешал мёртвых, и лечил безнадёжно больных.

    Скульптура Николая Толентинского был создан по заказу ордена монахов имени Святого Августина. Скульптуру изготовили в мастерской Иеронима Коля из дерева, спустя некоторое время с одобрения ордена младший сын Иеронима Ян Коль изваял образ в камне. Скульптуру установили на мосту в том месте, откуда открывается вид на место обретения иконы Девы Марии, напротив фигуры Святого Августина. В 1969 году статую заменили копией, поместив оригинал в Вышеградский лапидарий Горлицы.

  • Видение св. Луитгарды - Sv. Luitgarda neboli Sen Sv. Luitgardy

    Автор: Matyáš Bernard Braun (1710)

    Одной из ценнейших скульптурных композиций, представленных на Карловом мосту, является скульптурная группа «Видение святой Луитгарды», созданная в 1710 году 26-летним чешским скульптором Матиасом Бернардом Брауном.

    Скульптура визуально обрисовывает нам легенду о предсмертном видении Луитгарды, монахини цистерианского ордена. Во сне к ней явился Иисус Христос, распятый на кресте. Он склонился над слепой монахиней, чтобы она смогла исцелить его раны своим поцелуем. Легенда повествует, что после этого монахиня и Иисус обменялись сердцами. На скульптуре вокруг Иисуса и Луитгарды резвятся ангелы, что говорит о блаженном характере ее видения. Иисус сам пришел за ней, пришел не только возвестить ей о скорой смерти, но и за исцелением; она несла радость людям, но ее жизнь и служба на земле уже закончились. Конечно, это всего лишь предание, коими полна Прага, однако жизнь монахини действительно была легендарной.

    Родилась Луитгарда в Бельгии в 1182 году, двенадцатилетней девочкой ее отдали в бенедиктианский монастырь Святой Екатерины, а в двадцать три года, будучи уже монахиней, она стала настоятельницей общины. К ордену цистерианцев, известных своими строгими порядками, Луитгарда присоединилась в 1208 году. К этому времени уже многие люди знали о ее даре пророчества и исцеления. Последние одиннадцать лет жизни, будучи уже слепой, она не прекращала встречаться с людьми и помогать им. Умерла святая Луитгарда в 1246 году. В предании, дошедшем до нас через века, говорится, что перед смертью Луитгарде было видение, в котором к ней пришел Иисус Христос, чтобы сообщить ей о ее смерти. Это видение и было воплощено в скульптуру руками мастера Брауна. Финансировал создание скульптуры аббат одного из Цистерианских монастырей.

    После смерти Луитгарда была причислена к лику блаженных. На протяжении веков и до сегодняшнего дня она почитается в Римско-Католической церкви и является покровительницей людей с ограниченными возможностями, а так же считается, что она оберегает мать и дитя при родах. Память о святой Луитгарде увековечена не только в камне, но и в других произведениях искусства.

    В настоящее время, учитывая историческую и культурную ценность скульптурной композиции «Видение святой Луитгарды», в целях ее сохранности оригинал заменен на копию, изготовленную 1995 году Я. Новаком и Б. Раком. Работа руки Матиаса Брауна храниться сегодня в Праге в Лапидариуме – музее каменных скульптур.

  • Адальберт Пражский - Sv. Vojtěch

    Автор: Michal Jan Josef Brokof (1709)

    Чешский скульптор Михаил Брокоф в 1709 году закончил очередную скульптуру для Карлова моста, это был изображённый в камне Святой Адальберт (Войтех) Пражский.

    Национальный святой изображён в облачении архиепископа с евангелием и посохом символом странников. Второй после Святого Вацлава покровитель Чешской земли Святой Войтех подвижническим усердием приобщал к католической церкви Чехию. Он принял мученическую смерть от рук варваров, находясь в миссионерском походе в Прагу.

    Войтех родился болезненным. Его родители в стремлении исцелить младенца положили его на алтарь Святой Марии, и случилось чудо излечения. В благодарность за спасение его определили служению церкви и святому Римскому Престолу. Имя Войтех значит буквально «утешение толпы».

    Пражане несколько раз изгоняли Адальберта, требовавшего слишком строгого соблюдения церковных канонов. Взывая к милосердию, проповедуя смирение, он был зверски убит. Особой заслугой Святого считается создание мужских монастырей и монашеских орденов в Чехии.

    В смертный миг сковывающие его верёвки развязались, тело приобрело форму креста и из него исходило сияние. Расчленённое варварами тело срослось чудесным образом. Чтобы выкупить тело, было решено заплатить золотом за его вес. Но оно оказалось невесомым, и было передано без выкупа. Таким было последнее возвращение Святого в родной город.

    Скульптура Святого Адальберта заказанная членом Совета Старого города Пражского Маркусом Джоанелли, чей герб помещён на постаменте скульптуры. Выполнена в семейной мастерской Брокоф, отцом и сыном, сейчас на мосту установлена копия, оригинал помещён в Вышеградский лапидарий Горлицы.

  • Св. Иоанн де Мата, св. Феликс де Валуа и Иоанн Чешский - Sv. Jan z Mathy, Felix z Valois a Ivan

    Автор: Ferdinand Maxmilián Brokof (1714)

    Одновременно самая популярная, крупногабаритная и устрашающая скульптурная группа Карлова моста, работы чешского скульптора Фердинанда Максимилиана Брокофа выполнена в 1714 году по заказу богатого аристократа, графа Я.Туна.

    Композиция изображает пустынника Иоанна Чешского в сопровождении французских святых Иоанна де Мата и Феликса де Валуа, которые в 1199 году основали католический монашеский орден Тринитарии, позволивший выкупать у иноверцев пленных христиан.

    Постамент скульптуры выполнен в виде пещеры, где за решеткой в темноте пленные христиане молят о пощаде. Стерегут пленных колоритная фигура турка, олицетворяющая собирательный образ всех мусульман и собака. Над решеткой висит картуш с изображением ангела. Святой Феликс одной рукой держит картуш, а другую подает освобожденному пленнику.

    За спиной святого, на скале, сидит, преклонив колено, пустынник Иоанн Чешский, в его руках золотой крест, он безмолвно наблюдает за происходящим. Справой стороны от него возвышается фигура святого Ионна де Мата, держащего кандалы, у ног французского святого покорно расположился волшебный олень, с золотым крестом между рогов. По легенде именно образ этого животного подтолкнул святых основать орден.

  • Св. Вацлав - Sv. Václav

    Автор: Josef Kamil Böhm (1859)

    Статуя святого Вацлава I – самого почитаемого чехами князя, покровителя чешских земель и Праги, была создана в 1858 году рукою скульптора Йозефа Камиля Бёма по эскизам художника Й.Фюринга. Заказ на эту скульптуру был получен Й.Бёмом от пражского общества слепых, основанного в Праге в 1832 году. Годом ранее общество отпраздновало свой 25-летний юбилей, об этом событии и свидетельствует надпись, выгравированная на постаменте: «В память о праздновании 25-летнего юбилея со дня основания общества слепых детей, состоявшегося в Праге 4 октября 1857 года».

    Великий князь стоит, опираясь на левую ногу, правая нога согнута в колене и чуть отведена в сторону. На его правой руке висит щит, изображающий герб с эмблемой орла и ей же, он словно «обнимает» знамя. Вацлав облачен в княжескую одежду, его голова увенчана короной. Шея князя вытянута, подбородок устремлен чуть вверх, глаза закрыты, руки сложены перед собой, он совершает молитву, прижав ладони плотно друг к другу. Поза выдает в князе приверженца к христианству, именно его бабушка святая Людмила воспитала его в лоне этой религии и привила ему любовь к ней. Её скульптура также находится на Карловом мосту.


Большинство скульптур - результат труда лучших скульпторов Матиаша Бернарда Брауна и Яна Брокофа, так же их сыновей Михаила и Яна с участием Фердинанда Максимилиана.

Карлов мост - произведение искусства, где каждая скульптура рассказывает историю.

Не забудьте загадать желание на Каловом мосте и оно обязательно сбудется.

Так же обратите внимание и на новоготическую лестницу, которая так же является частью архитектурного комплекса моста. Лестница ведет с моста на остров Кампа. Нынешняя лестница была построена в 1844 году и успешно заменяет деревянную лестницу.

Помимо скульптур на мосту можно увидеть музыкантов, художников, торговцев сувенирами, которые развлекают и зарабатывают деньги на самом легендарном мосте Европы - Карловом мосте!

Прогулка по Карлову мосту

(видео снято в сентябре 2012г.)

Фотографии Карлова моста

Обновлено: 08.01.2016
  • Самойлов
    дата: 18.10.2012

    Карлов мост одно из красивейших мест Праги и его обязательно стоит посетить, мы ездили в Прагу в прошлом году на пару недель, самое главное не забудьте загадать желание, оно кстати должно быть не материальным и оно обязательно сбудется :)

  • Панова
    дата: 18.10.2012

    Быть в Праге и не побывать на этом мосту это просто преступление! Это реально великое сооружение. Других слов у меня нет. Неописуемая красота. Там даже какая то особенная атмосфера царит, на этом мосту.

  • Наталья
    дата: 04.12.2013

    Прага — это вообще сплошная сказка!!!

  • Ирина
    дата: 21.03.2014

    Праговед!Подскажите пожалуйста когда прооходит праздник в честь яна непомуцкого?

    • Праговед
      дата: 21.03.2014

      Svatojánské Navalis (праздник в честь святого Яна Непомуцкого) будет 16 мая.

  • Ирина
    дата: 21.03.2014

    Огромное спасибо!

  • Оксана
    дата: 04.09.2014

    Желание на мосту можно загадывать дважды: одно место туристическое и там всегда много народу, а второе место гид сказала на пешеходной экскурсии место не туристическое, но там было народу не меньше и тоже все загадывают желание (там руку надо положить пальцами к звездам, которых пять штук) — это место где тело мертвого Яна Непомутского было сброшено в реку
    Желание на оба место должно быть одно и нематериальное

  • Максим
    дата: 19.11.2014

    добрый день! а не могли бы помочь с таким вопросом? если правильно разобрался то существуют входные билеты которые охватывают сразу несколько достопримечательностей? есть ли такие,и может кто знает где их приобретать?

  • Владимир
    дата: 08.01.2016

    «каждый турист, в независимости от возраста»

    правильно:

    каждый турист вне зависимости от возраста

  • Виктория
    дата: 17.01.2016

    Я была в Праге в 2014 и с моста смотрела на огромную статую невесты на реке. Моя дочь сейчас возвратилась с Праги и не увидела. Кто знает об этой статуе что-то. В интернете я ничего не нашла.

  • Виктория
    дата: 19.01.2016

    Уважаемый, Праговед! Помогите выяснить, пожалуйста, что это было. Я была в Праге в июне 2014 года.
    Уж очень эта история со статуей меня волнует)

    • Праговед
      дата: 19.01.2016

      Введите в гугле «Socha nevěsty na Vltavě» информации и фотографий много.

  • Виктория
    дата: 21.01.2016

    Спасибо Вам большое!

  • Лада
    дата: 29.07.2016

    Здравствуйте! А чье изображение у того места, где влюбленные вешают замочки? Тоже Ян Непомуцкий?

      • Лада
        дата: 02.08.2016

        Нет… Именно на Карловом мосту, там тоже есть такое местечко, примерно посередине. Если лицом к Пражскому граду стоять, то по правую сторону. Там еще желания загадывают.

        • Праговед
          дата: 03.08.2016

          Понял. Да, тоже Ян. http://www.praga-praha.ru/zagadat-zhelanie-na-karlovom-mostu/
          Желание загадывают в двух местах, статуя Яна Непомуцкого и решетка с изображением Яна, указывающая место, откуда был сброшен в Влтаву.

          • Лада
            дата: 03.08.2016

            Спасибо!
            Я там загадала желание, у решетки… Можно сказать, сбылось через 15 минут, и продолжает сбываться :)

  • Лада
    дата: 03.08.2016

    Если сбудется до конца, счастью моему не будет предела, вернусь в Прагу, чтобы сказать спасибо! :D

  • Добавить комментарий
    (обязательно)

    Достопримечательности