Музей авиации Кбелы

Музей авиации Кбелы
Оцените "Музей авиации Кбелы"
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звёзд (6 голосов, средний: 4,50

История музея авиации Кбелы (Letecké muzeum Kbely)

С начала 1960-х годов идея о создании специализированного музея истории авиации обретала в Чехословакии всё большую популярность. В то время крупные собрания авиационной техники существовали только в Национальном техническом музее в Праге и в Техническом музее в Брно. После общественного обсуждения в 1966 году было создано историческое общество, целью которого было поиск, сбор, реконструкция и сохранение старой авиационной техники по всей стране. Одновременно под руководством Ярослава Яначека в Военном музее при Военном институте была разработана программа по созданию авиационного музея.

Музей авиации Кбелы

В результате проведенной работы, в сентябре 1967 года в Кбелы (районе Праги) была открыта авиавыставка, где демонстрировались собранные материалы. До этого времени, с 1918 года, здесь располагалась первая авиабаза нового государства, возникшего после распада Австро-Венгерской империи. В межвоенный период на аэродроме регулярно устраивались открытые выставки авиационной техники. Отсюда также берет начало развитие и гражданской авиации страны: в 1923 году было открыто первое регулярное сообщение между Прагой и Братиславой. Музей полностью открылся в год 50-летия чехословацкого государства, в 1968 году. Первоначально он занимал один ангар и прилегающую к нему территорию, а первыми крупными экспонатами стали 50 самолётов.

Музей авиации Кбелы 15

С середины 1970-х годов в музее возникла традиция общественной презентации новых крупных пополнений фондов, которая существует до настоящего времени. В восьмидесятые годы была осуществлена масштабная реконструкция музея. Существенно расширились его площади: в ведение музея было передано ещё четыре ангара. В экспозиции появился раздел, посвященный средствам противовоздушной обороны. В 2002 году музей подвёргся очередной реконструкции, были обновлены все его помещения и схемы размещения экспонатов. В будущем планируется использовать прилегающие к территории музея старые корпуса завода Aero для расширения выставочных площадей.

Музей авиации Кбелы 7

Фонды музея

В настоящее время в фондах музея собрано 2 250 экспонатов, связанных с историей гражданской и военной авиации, космонавтики, парашютизма и метеорологии. Музей размещается в пяти ангарах и в здании, приспособленном для проведения временных выставок. В коллекции музея находится около 300 самолетов и вертолётов. Сто сорок из них хранится в закрытых помещениях, 25 на открытых смотровых площадках и ещё 155 моделей на депозитарном хранении. Двенадцать моделей самолётов находятся в рабочем состоянии и часто принимают участие в различных авиационных шоу, в том числе, за пределами страны. Кроме собрания авиационной техники, музей располагает коллекциями наград и значков, а также собранием флагов, вымпелов, штандартов. Представлены в экспозиции образцы наземного навигационного оборудования, амуниции лётчиков, вооружения самолетов, противовоздушной обороны. Комплектование фондов ведётся не только путём приобретения новых экспонатов, но и в форме обмена ими с другими музеями и коллекционерами.

Музей авиации Кбелы 14

Структура музея

Вся постоянная экспозиция музея разделена на пять основных частей.

  1. В ангаре, построенном ешё в 1919 году, размещаются экспонаты по теме «Чешские военно-воздушные силы в 1918–1924 годах». После реконструкции 2003 года, зал был назван в честь первого директора музея Я. Яначека. Среди экспонатов – первый чешский военный самолёт Letov S-2, французский биплан SPAD SVIIC.1 (1916), учебный самолёт Aero Ae-10 (1919, Чехословакия). Чешские бипланы Aero A-12 (1923) принимали участие в международных гонках в 1924 году, где заняли несколько призовых мест.
  2. Раздел Чешские военно-воздушные силы в 1925–1938 годах размещён в ангаре имени Яна Сикоры, одного из организаторов музея и автора проекта реконструкции павильонов. Среди экспонатов французский учебно-тренировочный самолёт Morane Saulnier MS-230 ET-2 (1932), истребитель De Havilland DH-82A Tiger (1932, Великобритания) транспортный самолёт Noorduyn Harvard Mk. IIB (1937, США), ночной бомбардировщик По-2 (1929, СССР), спортивный Avia Ba-122 (1936, Чехословакия) Представлен чешский бомбардировщик Aero Ab-11 на котором было установлено несколько мировых рекордов, а также он совершил демонстрационный полёт протяженностью в 13 тысяч километров по странам Средиземноморья.
  3. В ангаре имени генерала Карела Яначека, командующего чехословацкими ВВС в Лондоне в 1941-1945 годах, находится постоянная экспозиция по теме «Авиация времён Второй мировой войны», в том числе, советские самолёты Ли-2 (1942) истребитель Ла-7 (1943), штурмовик Ил-2 (1942), Zlin Z-381 (1945, Чехословакия) и другие модели.
  4. Экспозиция «Первые реактивные самолёты» размещена в ангаре, построенном в 1930-е годы и ранее использовавшемся для проведения временных выставок. Среди экспонатов британский истребитель Gloster Meteor F.Mk.8 (1944), Messerschmitt Me.262 «Schwalbe» (Германия), учебный Lockheed T-33 T-Bird (США).
  5. В последнем ангаре размещена выставка «Чехословацкая авиация после 1945 года» Среди экспонатов чешский истребитель Avia S-199 (1947), применявшийся в первой арабо-израильской войне . На самолёте Mraz M-1C Sokol были совершены беспосадочные перелёты по маршрутам Прага–Кейптаун и Брно–Алтай. Здесь же выставлен чешский Aero Ae-45(1947), который первым пересёк пустыню Сахара. Значительную часть экспозиции составляют советские машины Миг-19 (1953), Як-23, Су-7БМ (1962), Миг-21 (1951). Доступны для осмотра американские и шведские истребители Northrop F-5E Tiger N (1972), F-4M (1964) и J-35J(1955), а также вершина чешского авиапрома – основной учебный самолёт стран Варшавского договора Aero L-39X-05 Albatross. Представлены здесь и вертолёты, в основном, советского и чехословацкого производства. Дополняет экспозицию раздел по космонавтике.

Музей авиации Кбелы 2

Вход в музей бесплатный, он открыт для посещений с мая по октябрь. Для посетителей работают кафе и магазин, где можно приобрести сувениры на память.

Обновлено: 22.10.2014
  • Andrey
    дата: 02.08.2014

    Добраться до музея — это задача! Лично я, считаю, что попал туда чудом. И второй раз вряд ли удастся. Но это того стоило! Те, кто неравнодушен к авиации, точно останутся довольны! Рекомендую!

    • Наталья
      дата: 24.10.2015

      А в чем сложность? Мы планировали на майские туда. Неужели не получится попасть??

      • Andrey
        дата: 25.10.2015

        Да плутанул я немного. Просто повнимательней нужно. Например смотреть до какой станции метро идет электричка, т.к. не каждая идет до «конечной». Это любой ветки касается. Потом на автобус надо сесть в нужную сторону. Вот и всех делов. Обязательно посетите. Останетесь довольны.

  • Алексей
    дата: 30.10.2015

    Завтра планируем туда попасть. От метро на автобусе туда долго ехать?

  • Andrey
    дата: 02.11.2015

    Кажется две остановки. Мимо точно не проедете. Справа по ходу движения автобуса увидите в окно.

  • Владимир
    дата: 13.12.2015

    Добрый день, подскажите можно ли посетить Летняны недалеко от Кбел и как это сделать?

    • Праговед
      дата: 14.12.2015

      Не совсем понял вопрос… Садитесь на метро до конечной Letňany, выходите «посещаете», всё. :)

      • Владимир
        дата: 27.12.2015

        Спасибо, а не знаете вход бесплатный? И есть ли смысл туда ехать если планируется посещение «Кбелы»?

        • Праговед
          дата: 29.12.2015

          Ране было бесплатно. Если увлекаетесь авиацией, стоит заглянуть.

          • Владимир
            дата: 29.12.2015

            Спасибо,заглянем )

  • юра
    дата: 27.03.2016

    Кому как, после 4х месяцев проживания в Праге это не сложно
    Пользуйтесь приложением в мобильниках «карты» роздел общественый транспорт
    В Чехии общ.транспорт работает как швейцарские часы
    Там по большому счету от станции метро Letnany идти пешком минут 20

  • Маки
    дата: 27.10.2016

    Предостережение пользователям программы REDIGO: местоположение этого музея там указано ошибочно. REDIGO на самом деле классное приложение, есть карты чуть ли не всех туристических городов мира с указаниями достопримечательностей с фото и заметками, работает геолокация, я с удовольствием пользовался ею много где, но в Праге поплутал. Там еще есть места с авиационным уклоном. Местные жители искренне пытались помочь, но контингент (это рабочая окраина) не владеет языками и темой. В конце концов, войдя в школу пилотов, направили правильно, но от метро Letnany с женой в целом протопали километров 7. В музей запустили после его закрытия. В целом поражает доброжелательность тамошних чехов.

  • Добавить комментарий
    (обязательно)

    Музеи в Праге