Малостранские мостовые башни

Малостранские мостовые башни

Если гуляя по Праге, вы пойдете от Карлова моста, по самой оживленной еще со средневековья и популярнейшей для туристов трассе – Королевской дороге – вас приветствует неповторимая пара мостовых башен, соединенных в одно целое находящимися между ними арочными воротами. Это и есть знаменитые Малостранские мостовые башни (Malostranská mostecká věž).

Малостранские мостовые башни

Они находятся на западном, малостранском (конец моста называется малостранским, потому что выводит в часть города, которая называется Мала Страна) конце Карлового моста и отличаются одна от другой, как по высоте, так и по архитектурному стилю постройки. Причина этого в том, что башни были созданы не одновременно. Обе башни соединены в одно целое аркой и окаймляют переход с Карлова моста на Малу Страну (исторический район Праги, так называемый «Пражский малый град»).

Малая мостовая башня

Это левая, более приземистая башня, постройку которой датируют XII веком. Башня романского происхождения, она являлась частью крепостных укреплений и была важным фортификационным укреплением на пути к Граду. Одного из своих этажей башня лишилась во времена правления Яна Люксембурга.

В 1591 году, после пожара, башню подвергают реконструкции в стиле ренессанс, щиты заменяют зубцы, а фасад украшается сграфито, также прорубаются окна. Но романское ядро башни было сохранено.

Малостранские мостовые башни 2

Затем, в начале XV века, башню начинают использовать в качестве тюрьмы для особо опасных преступников, особенно для тех преступников, которые были нечестны к общественному имуществу. Так, например, в XVI веке из башни впервые на всеобщее обозрение выставили голову рыцаря, который был пойман на разорении городских усадьб. В конце этого же века, башня и пристроенный к ней домик, используется как таможня. Здесь же располагается управление Пражского моста.

Известным раритетом Малой малостранской башни является найденный в XIX веке, в замурованной стенной нише, монументальный рельеф. Рельеф создан в романском стиле и его размеры составляют 1 на 0,75 метров. Уникальность рельефа состоит в том, что он является, пожалуй, самым старым примером отношения местных традиций к античному искусству.

Скульптура барельефа изображает мужчину на троне, скорей всего короля, у ног которого на коленях стоит еще один персонаж, который подает королю, а может быть принимает от него, что-то. Фигуры барельефа практически в натуральную величину. К сожалению, от фигуры сидящего на троне мужчины сохранился только торс, часть рук и голова отсутствуют, что не дает возможности узнать персонажей изображенных на барельефе. По одной из версий, коленопреклоненный мужчина, это королевич Пршемысла Отакара II, который восстал против своего отца, но был вынужден капитулировать. По другой версии, стоящая на коленях фигура это Мала Страна и ее права по отношению к своему монарху. А может быть это всего лишь абстрактный рельеф.

Высокая мостовая башня

Она является самой «молодой» частью всего мостового укрепления. Башня построена в 1464 году по распоряжению короля Йиржи из Подебрада. На месте разрушенной древней романской башни, которая когда-то составляла пару Малой мостовой башне.

Malostranská mostecká věž

В архитектурном плане черты оформления Высокой мостовой башни явственно перекликаются с оформлением Староместской мостовой башней, которая находится на другом конце Карлова моста. Но Высокая мостовая башня выглядит гораздо проще, у нее нет такой сложной символики и меньшее количество скульптурных украшений.

Малостранские мостовые башни 6

Башня лишь украшена на лицевых сторонах нишами. Скорей всего дальнейшее украшение башни не было доведено до конца, в связи с началом гуситских войн. В 1879-1883 годах под руководством Йозефа Моккера была проведена реконструкция башни. Именно в таком виде она дошла и до наших дней.

Ворота

Находящиеся между башнями ворота, бесспорно, составляют важную часть мостового укрепления. Ворота построены в виде двух стен с арочными проемами, которые дошли до нас со времен правления Вацлава IV. Переход над проемами по верхнему краю украшен зубцами. Ворота с обеих сторон украшены знаками-гербами.

Малостранские мостовые башни 4

 

В направление к Мала Страна (та самая часть старой Праги, куда ведет мост в переводе на русский звучит как Малая Сторона, но можно оставить чешский вариант, так понятнее будет) вверху ворот находится знак Вратислава, знак Долни Лужнице и Чешский лев, внизу под ними расположены знаки Малого и Старого городов пражских. На воротах со стороны моста вверху находятся знаки льва Люксембургского, льва Чешского и орлицы Моравской, внизу под ними знак Старого Места пражского, который повторен дважды. Это не повторение, у ворот две стороны, одна сторона выходит на Малу Страну, вторая к Карлову мосту, с одной висят одни знаки и гербы, с другой вторые, да, часть из них повторяют другу друга.

Обновлено: 03.03.2014

Как добраться

Трамвай: Остановка: Malostranské náměstí
днём: 12, 15, 20, 22; ночью: 57, 91.
Адрес: Mostecká, Praha 1

Добавить комментарий
(обязательно)

Отели на 15% дешевле