Скульптура «Плащ совести» или «Пустой плащ»

Скульптура «Плащ совести» или «Пустой плащ»

Каменный гость

У входа в старинный пражский Сословный театр гостей поджидает необычный привратник. На пьедестале восседает закутанная в плащ фигура. Но это вовсе не трюки уличных артистов! Если приглядеться, то мурашки поползут по спине - под бронзовыми складками плаща никого нет...

Табличка под скульптурой поясняет: статуя изображает призрачного Командора, персонажа оперы Моцарта «Дон Жуан». Премьера музыкального шедевра состоялась в 1787 году именно в этом театре, причем автор лично дирижировал оркестром. В наши дни это единственный сохранившийся в первозданном виде театр, стены которого лицезрели великого австрийского композитора. Ходили слухи, что Моцарт консультировался в Праге с легендарным сердцеедом Джакомо Казановой, ставшим прототипом Дона Жуана.

Плащ совести

Знаменитая драма, завязкой которой стала дуэль распутного повесы и севильского вельможи, вдохновила не одно поколение деятелей культуры и известна нам, прежде всего, по пьесе А. С. Пушкина «Каменный гость». Отец, стремясь защитить честь дочери от поругания, пал жертвой Дона Жуана, но вернулся с того света в виде надгробной статуи, чтобы отомстить убийце. Мятежный бестелесный дух Командора, активно вмешавшийся в дела смертных, стал источником вдохновения для чешского скульптора Анны Хроми, автора статуи возле Сословного театра.

plashh-sovesti-ili-pustoj-plashh-1

Плащ совести

Авторский замысел гораздо шире и не ограничивается духом мщения. С юности увлекавшаяся творчеством сюрреалистов, Анна Хроми разработала целую концепцию «Плащей совести». Пустоту, обрамленную плащом, она трактует, как нематериальные следы, остающиеся в нашем мире после ухода человека. Ими может быть любовь, творческое наследие, мстительность, обида... Они не существуют материально, о чем говорит пустота под плащом, но их импульсы продолжают трансформировать реальность, придавая ей формы, подобно складкам ткани поверх духовной сущности Командора.

Творческая идея была воплощена в цикле идентичных мраморных скульптур возле кафедрального собора Зальцбурга, перед Сословным театром в Праге, перед средневековой церковью Св. Северина на фрисландском острове Силт, в Королевском дворце князей Монако и около Национального археологического музея в Афинах, где в 2007 году прошла выставка работ Хроми.

Плащ совести

Проект длился с 2005 по 2011 год и вызвал огромный интерес как у простых обывателей, так у знаменитостей. Персональные копии «Плаща» приобрели римские папы Иоанн Павел II и Бенедикт XVI, певец Андреа Бочелли, семьи итальянских бизнесменов Ферреро и Феррагамо.

plashh-sovesti-ili-pustoj-plashh-2

В 2010 году Хроми создала юбилейную коллекцию «Плащ для мира» со статуями, выкрашенными в геральдические цвета 200 стран мира. По идее автора под плащом оказались неуловимый национальный менталитет каждого народа и дружеские чувства, объединяющие их в человечество.

Таким образом, каждый волен наполнить содержимое плаща любыми эмоциями, что делает эту скульптуру универсальным отображением безграничной человеческой души.

Обновлено: 13.09.2016
  • Светлана
    дата: 18.07.2014

    Восторг! Чувствую это будет одним из моих любимых памятников в Праге))

  • Добавить комментарий
    (обязательно)