Судьба евреев Чехии

Судьба евреев Чехии

Мы часто бываем в Чехии и полюбили эту страну. Нам нравится её природа, архитектура её городов и спокойные, гостеприимные люди. Нам нравится отношение чехов к своей истории и верность традициям. Нам нравится отношение чехов к памяти евреев, когда-то проживавших на территории их страны, сохранению их культурного наследия, культовых зданий и мест захоронений.

Из многочисленной когда-то еврейской общины в настоящий момент в Чехии проживает по разным сведениям от 10 до 20 тысяч евреев, однако лишь немногие из них причисляют себя к еврейской национальности. Некоторые из них живут в еврейских поселениях, но большая часть евреев проживает в Праге и они являются светскими людьми.

Евреи в Чехии 3

Еврейское присутствие в Чехии имеет свою давнюю историю.

Документально известно, что евреи живут в Чехии, с десятого века, хотя есть сведения, что они появились здесь и значительно раньше, чуть ли не в первом веке н.э. Как и везде, жизнь евреев в Чехии была нелегка. Отношение к ним постоянно менялось. Одни правители страны их приближали и делали непосредственно своими поданными. Другие ненавидели и притесняли. Многие евреи были убиты участниками 1-го крестового похода, вторгшимися в Чехию в 1096 г., часть из них подверглась насильственному крещению.

В 13 в. положение евреев Чехии стало более благоприятным. В 1254 году им даже были дарованы особые привилегии, предоставлена свобода религиозной жизни и возможность заниматься только финансовой и коммерческой деятельностью, которая в те времена считалась грешной для христианского населения. От евреев требовали платить королевские налоги и предоставлять кредиты.

Заниматься же работами, которые выполняли христиане, им не разрешали. Власти в то время защищали евреев. Нападение на еврея расценивалось чуть ли не, как нападение на самого короля и его интересы. Убивший еврея должен был оплатить в королевскую казну штраф, а также возмещать ущерб пострадавшим.

Положение евреев резко ухудшилось через два века при короле Карле Четвёртом, который был враждебно настроен к еврейскому народу. Однако нападение на евреев и тем более их убийство и тогда было запрещено и строго наказывалось. Евреи в это время не имели права владеть землей и быть ремесленниками за границами своего поселения. Кроме обычных налогов, они должны были платить и налоги, специально установленные только для них.

Врагом евреев являлась и католическая церковь, которая считала их убийцами Христа. Безрадостное существование чешских евреев в 14 веке изменилось только спустя два столетия, во время правления короля Рудольфа Второго, финансистом которого стал один из самых богатых людей в Праге известный архитектор и меценат Мордехай Майзл, финансировавший строительство многих домов и синагог.

К тому времени, в 16 веке пражское гетто, называвшееся Израильской землёй, значительно расширилось и стало центром еврейской жизни. Здесь открылись школа изучения талмуда и типография, начали работать научные и литературные кружки. Было построено несколько новых синагог. Некоторые из них существуют и сейчас. Среди них Майзлова синагога. Жизнь евреев стабилизировалась в экономическом и культурном отношении.

Майзелова синагога 6

Однако и тогда отношение местного населения к евреям всегда было настороженным инеприязненным. В начале 18 века власти установили регламент проживания евреев в Чехии, по которому они могли селиться только в определённых местах.

Только к середине 19 века жизнь евреев координально изменилась. Они получили полное гражданское равноправие и к концу века их численность в Чехии достигла 150 тысяч человек. В это время в стране насчитывалось около 250 религиозных общин.

После прихода в 1933г. к власти в Германии нацистов оттуда в Чехословакию эмигрировало несколько тысяч евреев, а в первой половине 1938 г. к ним прибавились беженцы из Австрии, аннексированной Германией и переселенцы из Румынии. В 1938 г. по Мюнхенским соглашениям Судетская область перешла под контроль Германии и в связи с начавшимися погромами почти все жившие там евреи иммигрировали из Чехии или бежали в другие части страны.

После того, как 15 марта 1939 г. Богемия и Моравия были оккупированыгерманскими войсками, жившие здесь евреи лишились всех гражданских прав и возможности участвовать в экономической, политической и культурной жизни страны. Началось изъятие принадлежавшей евреям собственности и уничтожение еврейского культурного наследия.

В октябре 1941 г. на совещании нацистского руководства в Пражском Граде, проходившем под председательством имперского протектора Богемии и Моравии Р. Гейдриха, было принято решение о депортации чешских евреев. И уже в конце ноября 1941 г. первые партии депортированных прибыли в концентрационный лагерь Терезин. Часть евреев была там уничтожена, а остальные направлены в Освенцим и другие концентрационные лагеря, где большинство из них погибли. Сейчас о трагическом прошлом рассказывают экспонаты музея созданного в Терезине.

Во время войны из 118 тысяч евреев, которые проживали на территории Чешской Республики, было убито 80 тысяч человек. Их имена написаны на стене Пинкасовой синагоги.

Еврейский квартал в Праге во время немецкой оккупации полностью сохранился. Это связано с тем, что нацисты хотели превратить его в музей исчезнувшей расы и свозили туда еврейские ценности из разрушенных синагог Европы. Сейчас в Чешской республике существует 10 еврейских общин, в которых состоит почти три тысячи членов. Они расположены в городах Брно, Дёчин, Карловы Вары, Либерец, Оломоуц, Острава, Прага, Теплице, Усти–над-Лабем и объединены в федерацию. Каждая из общин имеет действующую синагогу или молитвенное помещение.

На территории Чешской республики сохранилось большое количество памятников еврейской культуры, в том числе 180 еврейских кварталов, 200
синагог, 320 кладбищ. Большинство из них охраняются государством как культурно-исторические памятники. Внимание государства к сохранению памяти о народе с трагической судьбой, который составляет в настоящее время лишь небольшую долю в общем населении страны, вызывает чувство глубокого уважения и благодарности.

Сосредоточены памятники еврейской культуры в основном в Праге. Там находятся действующие синагоги, старинное кладбище и наиболее активно
проходит еврейская жизнь. О еврейской Праге много пишут. Однако память о евреях сохраняется не только в столице, но и в небольших городах, и даже там, где евреи давно не живут. Помнят о живших когда-то здесь евреях в Карловых Варах, где есть действующая синагога, к которой ведут многочисленные уличные указатели, а место старой синагоги, вмещавшей более двух тысяч человек и разрушенной нацистами 10 ноября 1938, отмечено памятником и специальной памятной доской. Сохранилось в Карловых Варах и еврейское кладбище.

О многих еврейских адресах в Чехии можно прочесть в прекрасно изданном буклете «Памятники еврейской культуры».

Мне хочется рассказать о евреях нескольких маленьких чешских городках, где мне удалось побывать - о Марианских Лазнях, Колине и Дрмоуле.

Марианские Лазни

Марианские Лазни – один из красивейших европейских курортов. Я отдыхал там несколько раз и, конечно же, интересовался еврейскими адресами. Евреи появились здесь в первой половине 19 века, когда началось бурное развитие города-курорта. Их численность постепенно росла. В 1824 году в Марианских Лазнях существовал уже целый Еврейский квартал, а с 1861 года здесь функционировала больница с молельней.

До конца 19 века евреев города хоронили на кладбищах в окрестных поселениях (в Дрмоуле, Тахове, Кинжварте), пока в 1875 году не было создано и местное еврейское кладбище.

Евреи в Марианских Лазнях давно не живут, но память об общине, внёсшей когда-то существенный вклад в экономическое и культурное развитие города, сохраняется. В музее города есть большая довоенная панорамная фотография Главного проспекта города, в центре которого, рядом с
домом Марса (слева), возвышается красивая синагога.

Она была построена в 1884 Эдуардом Штерном для евреев, проживающих на территории Марианских Лазней, и тех, ктоприезжал в город на отдых и лечение. Строительство финансировало местное еврейское общество и еврейские посетители курорта. Постепенно синагога стала сосредоточием всей культурной, религиозной и политической жизни еврейской общины города. Население города увеличилось после прихода в Германии к
власти нацистов. Тогда многие евреи эмигрировали в Чехию. Часть из них поселилась в Марианских Лазнях. Среди них преобладали коммерсанты,
предприниматели, служащие и представители свободных профессий - врачи, адвокаты, учителя, журналисты.

Переехал сюда и известный учёный и антифашист Теодор Лессинг. Лессинг, еврей по национальности, сменил свою веру на христианскую, но затем снова пришёл к иудаизму. В ряде своих работ он рассматривал отношения ряда выдающихся деятелей немецкой культуры к своему еврейству. Констатируя наличие у них непрерывного внутреннего конфликта между стремлением порвать с еврейством и неспособностью преодолеть его в себе, Лессинг определил это явление как специфическую еврейскую самоненависть. Сам Лессинг целиком преодолел этот внутренний конфликт и активно выступал за возрождение еврейской национальной жизни, считая задачей сионизма синтез жизненных принципов, сохраненных еврейским народом с библейских времён, и духовных приобретений в изгнании.

Переехав в Марианские Лазни, он продолжал свою публицистическую деятельность и публиковал статьи в немецкоязычных зарубежных газетах с критикой политического режима Германии. Прожить ему в Марианских Лазнях пришлось не долго. Нацисты ненавидели его, и 30 августа 1933 года Лессинг был смертельно ранен политическим убийцей через окно своего кабинета. Он скончался в больнице на следующий день в возрасте шестидесяти одного года.

Еврейское население города постоянно росло и в 1937 году в нём проживало уже более четырёхсот евреев. Переехавшие из Германии евреи активно включились в экономическую и политическую жизнь города. Значительную помощь в адаптации к местным условиям вновь прибывшим оказывало Еврейское общество социальной помощи, и международные еврейские организации.

Немецкая газета «Die Zeit» 17 Ноября 1938 года писала, что в последние десятилетия доля евреев в населении города выросла до 10%. Из 520 домов и отелей Мариенбада в еврейской собственности находилось 64.В городе работало 89 купцов-евреев. Из 72 городских врачей - 39 были евреями, среди 15 юристов - 6. В городе были свои артисты, существовал и стационарный еврейский театр.

И, как всегда, массовая иммиграция евреев и их общественная и экономическая активность приводили к усилению антисемитизма. В ночь с 9.11 на 10.11.1938 года, получившей название «Хрустальной ночи», по территории Германии, Австрии, и Судетского края прокатилась волна погромов. Всего были разрушены более 260 синагог, около 7500 магазинов, мастерских, офисов. Сотни еврейских жилых домов были разграблены и сожжены. Причиной погромов послужило убийство советника германского посольства Эрнста фон Рата польским евреем Гершелем Грюншпаном за депортацию евреев с территории Польши и Германии.

Не обошли погромы и Марианские Лазни. Здесь в Хрустальную ночь местными нацистами была сожжена и разрушена синагога, а место, где она стояла, превращено в пустырь. Во время Хрустальной ночи в ноябре 1938 года было разрушено и еврейское кладбище. Почти все могильные плиты были вывезены.

Мало сохранилось евреев в Чехии. Нет их и в Марианских Лазнях. Однако, чешский народ сохраняет память о людях, с которыми они жили рядом долгиегоды. К сожалению не отстроено здание синагоги, когда-то украшавшей город.

Долгие годы место, где она располагалась, охранялось и не застраивалось, хотя земля в этом районе представляет большую ценность и может быть использована для строительства гостиничных комплексов или других подобных сооружений. Местные жители рассказывали, что в послевоенные годы еврейская община очень бедствовала и участок, где стояла когда-то синагога, был продан в частное владение и впоследствии владелец земли хотел перепродать его под строительство. Но еврейские активисты добились того, что этот участок был сохранён за евреями и на нём установлен обелиск в память о разрушенной синагоге.

В течение ряда лет разрабатывались эскизы и макеты памятника, которые и сейчас хранятся в местном музее. И, наконец, в 2011 году на участке,
где когда-то стояла синагога, появился памятник, представляющий из себя камень, на котором выбито изречение из Торы:
‫הי‬ ‫מעשי‬ ‫ואספר‬ ‫אחייה‬ ‫כי‬ ‫אמות‬ ‫לא‬ (Не умрут, потому что будут живы и расскажут дела Б-га.)

На памятнике начертана также выдержка из псалма на чешском языке и выбита следующая эпитафия: «В память марианско-лазненской жидовской синагоги, построенной в 1884 году и сожжённой нацистами во время погрома 9-10 ноября 1938 года.»

Во время поездки в Марианские Лазни в 2014 году мы не обнаружили памятник на пустыре, где он был установлен первоначально. Оказалось, что
его перенесли на бульвар, проходящий посередине Главной улицы, и установили напротив того места, где когда-то стояла синагога. Говорят, что обстановка за прошедшее время изменилась и нынешняя владелица участка решила его продать под строительство дома. Поэтому памятник пришлось перенести. Я вначале огорчился, а потом понял, что новое место лучше прежнего, потому что оно позволяет подойти непосредственно к памятнику и внимательней рассмотреть, к сожалению, плохо читаемые на нём надписи.

После войны постепенно восстанавливалось еврейское, или как здесь называют «жидовское» кладбище. Во второй половине 20-го века сюда были перемещены два исторических надгробных камня из поврежденного еврейского кладбища в Кинжварте и несколько десятков надгробных камней из Тахова.

Кладбище сохраняется, и как одно из достопримечательностей, отмечено на карте города. К нему ведут многочисленные указатели. Находится кладбище в тихом месте на некотором удалении от города на краю леса и содержится в идеальном состоянии. Явно видно, что за ним ухаживают. На нём нет ни одного разрушенного или упавшего памятника. Аллеи кладбища расчищены и на них установлены скамейки. К сожалению, смотрителя кладбища не было в сторожке и мы не смогли его расспросить об истории захоронения здесь евреев. На кладбище похоронены основоположник здешнего бальнеологического научно-исследовательского института профессор Энох Генрих Киш (1841 – 1918) и немецкий философ и антифашист профессор Теодор Лессинг (1872 – 1933).

Хоронят на кладбище евреев и в настоящее время.

Отношение в Чехии к памяти о евреях, живших когда-то в этих местах и внёсших значительный вклад в развитие страны, является примером истинной толерантности, уважения и высокой культуры.

Колин

Впервые Колин упоминается в письменных источниках в 1261 году.

Тогда же в 13 веке появились здесь и первые еврейские жители. В 15 веке Колинская еврейская община становится уже одной из самых значительных на территории Чехии. Еврейское гетто находилось в юго-западной части города недалеко от площади и состояло из 52 домов и школы. Улица, на которой они жили, сохранила свой колорит до сих пор. Да и весь город сохраняет свой прекрасный средневековый вид.

Еврейская улица в КолинеВ бывшей еврейской школе на улице «На Градбах»,157, которая была одним из центров еврейского образования и культуры еще в средние века, сейчас находится городской информационный центр. Сохранилось здесь и старое еврейское кладбище на Кмоховой улице, в самом центре города. На кладбище находится более 2500 надгробий. Похоронены здесь известные раввины и ученые. На кладбище можно увидеть надгробный камень, помеченный 1492 годом. Кладбище охраняется и содержится в хорошем состоянии. Ворота его заперты на замок, ключ от которого можно получить под небольшой залог в информационном центре.

В 1642–1696гг. в городе была построена синагога. Она сохранилась до сегодняшнего дня, однако богослужения там не проводятся. Сейчас это –
традиционное место для проведения концертов светской музыки.

В ней сохранился барочный ковчег, прекрасные витражи и лепные украшения в интерьерах.Во время немецкой оккупации города из Колинского региона в 1942 г. было депортировано более 2 000 евреев. Большинство из них погибли в газовых камерах. Парадоксально, но именно в их родном Колине на химическом заводе производили газ «Циклон B», который до войны служил как дезинфекционное средство для истребления крыс, а во время войны стал средством массового истребления людей в газовых камерах. Войну пережило только 60 евреев. В послевоенные годы именно они восстанавливали жизнь еврейской общины.

Тогда же была отремонтирована синагога, значительно поврежденная во время войны. В 1953 году община перестала функционировать. В городе оставалось всего несколько десятков евреев, и городская община была присоединена к региональной. Но память о евреях сохраняется. На втором этаже синагоги, где во время богослужений находились женщины, сейчас расположен небольшой, хорошо оформленный музей посвящённый Холокосту в Колине. На одном из стендов приведены фотографии и фамилии погибших евреев.

На одном из домов еврейской улицы я увидел этот барельеф с изображением ребёнка и дату его гибели - 1942 год.
В Колине имеется ещё одно кладбище - новое, которое было заложено в 1887 году. На кладбище, до которого мы, к сожалению, не добрались, находится памятник жертвам Холокоста.Чехия удивительная страна. В ней не забывают своей истории. Помнят народах, которые жили на этой земле рядом с ними.

Дрмоул

Дрмоул - небольшой городок, расположенный в нескольких километрах от Марианских Лазен недалеко от Хамриников, где мы отдыхали летом 2014 года. Попал я туда совершено случайно. Плутали мы однажды по лесу и вышли на кемпинг, где нам объяснили, как добраться до нашего дома и подарили небольшую туристскую карту. На карте были показаны окрестности Дрмоула и приведены фотографии основных его достопримечательностей. Среди них – католический собор, местный стадион, детская площадка, небольшое укрытие для туристов, ретрансляционная вышка, а также, что меня особенно заинтересовало, «жидовское» кладбище и обелиск чешскому прозаику и драматургу Норберту Фриду. Среди семи интересных объектов чешского села – два связаны с еврейской темой! Конечно, это не могло не заинтересовать меня, и в один из погожих дней я направился на поиски кладбища.

Находится оно в нескольких километрах от местанашего отдыха, но с помощью карты и приветливых чехов, старшее поколение которых ещё не забыло русский язык, я через полтора часа добрался до цели. Кладбище находится на пригорке, окружённом густым лесом, сравнительно недалеко от просёлочной дороги.

С двух сторон дороги установлены указатели, направляющие путников к кладбищу, а перед самим кладбищем расположен красиво оформленный демонстрационный щит, на котором приведены фотографии еврейского молельного дома, сохранившихся могильных памятников и приведена историческая справка о кладбище.

Интересно, что все тексты приведены на трёх языках - чешском, немецком и английском, что позволяет посетителям, даже не очень просвещённым, хотя бы приблизительно понять их содержание. К сожалению, мне не удалось поговорить с местными жителями об истории этих мест. Помогли узнать некоторые подробности, установленные рядом с кладбищем демонстрационные материалы и верный помощник – интернет.Дрмоул - старинный город. В письменном виде он впервые упоминается в 1366 году. Евреи появились в этих местах позже, в семнадцатом веке. Жили они в центре городка и там построили синагогу, еврейскую школу и общинный дом. Синагога была сожжена в 1938 году. Общинный дом ещё долго существовал и был снесён в 1981 году. Сейчас евреев здесь нет, но старинное еврейское кладбище сохраняется в хорошем состоянии. Раньше оно было окружено каменной стеной, а после её разрушения – деревянным забором. Сейчас кладбище ничем не огорожено и на нём сохранены ок. 360 каменных надгробий, датированных 1673 1936 гг. Количество их постепенно уменьшается. В 1947 году насчитывалось 690 могил.

На кладбище видны следы его посещения. Об этом свидетельствуют камушки на надгробиях (а иногда и довольно большие камни, что меня
очень удивило) и остатки свечей. Видно, что за кладбищем ухаживают. Вокруг него сохраняется чистота. Некоторые памятники наклонены, но я не увидел почти ни одного поваленного или разрушенного надгробия.С Дромулом связаны имена нескольких известных евреев.

В Дромуле в 1819 году в семье раввина Лео Мудрого родился Исаак Меир Вайс, ставший впоследствии знаменитым еврейским
религиозным деятелем. Своё первоначальное еврейское образование Исаак получил от своего отца и деда, а затем продолжил учёбу в Праге. В 1843 году он был назначен раввином Радниц, а в 1846 эмигрировал в США, где стал раввином Олбани.

Всю свою жизнь Вайс посвятил созданию реформистского направления в иудаизме. Благодаря своим незаурядным организаторским способностям он сумел к1889 году объединить всех реформистских раввинов в Центральную Конференцию Американских Раввинов. Сам Исаак Меир Вайс был
избран первым президентом Конференции.

Другим известным евреем, чьи корни связаны с Дрмулом был известный чешский писатель, драматург и дипломат Норберт Фрид. Он закончил в 1937 году юридический факультет Карлова университета в Праге и продолжил обучение на факультете искусств и философии. В середине 1930-х, он активно участвовал политическом движении "Левый фронт" в Праге. В 1939 году, когда евреям было запрещено работать в государственном секторе, он был вынужден работать чернорабочим. В ноябре 1942 года Фрид был заключен в гетто в Терезине, где активно участвовал в подпольной культурной жизни лагеря. Там он написал свой первый сборник стихов.

Осенью 1944 года он был переведён в концентрационный лагерь Освенцим. В апреле 1945 года, когда эсэсовцы начали эвакуировать лагерь, ему
удалось бежать. Его отец, брат и жена не смогли вырваться насвободу и погибли в лагере. Норберт был единственным членом
семьи, который пережил Холокост.

В послевоенный период он помогал американцам в качестве переводчика во время допросов охранников в лагере Дахау. Работал журналистом. В 1947, он стал культурным атташе в Мексике, а затем служил на различных дипломатических должностях в Латинской Америке и США.

С 1951 до начала 1970-х годов он был представителем Чехословакии в Юнеско. Фрид активно занимался писательской деятельностью Наиболее известны следующие его книги: «Картотека живых», «Империатрица» «С куклами к экватору», «Палач не ждет».

В своих семейных хрониках он тепло описывалжизнь своих предков в Дрмоуле. В знак уважения к писателю и, учитывая его заслуги, жители
Дромула при участии членов семьи Норберта Фрида установили в 2003 году в честь него обелиск с памятной доской перед зданием местного муниципалитета.

Евреев в Дрмоуле нет. Память о них сохраняется.

Автор: Владимир Цыпин

Обновлено: 16.01.2016
Добавить комментарий
(обязательно)